Виртуальная зависимостьПосле приобретения способности к манипуляциям с компьютером в жизни человека автоматически возникает дополнительная реальность, которая называется «виртуальной». Она является противоположностью естественной, внешней реальности, её воображаемым, информационным эквивалентом. Виртуальная реальность «имитирует» те же действия и чувства человека, которые он может испытывать в физической реальности.
Виртуальная реальность - это особое, «промежуточное» психологическое «пространство». За счёт виртуальной реальности человек продолжает свою внутреннюю реальность в том направлении, которое соответствует его целям. Виртуальная реальность заполняет «пустые» места в жизни человека, создаёт возможность «изменить, улучшить и создать» на месте обычной реальности новую, сконструированную по заказу. «Новая» реальность даёт возможность достигать в ней свои цели и этим привлекательна.
Главное в виртуале - активное участие в формировании реальности «под себя».
В виртуальной реальности находит место недостаток общения, близости, неудовлетворённость своими способностями, ролями, их оценкой. Чем больше сил человек вкладывает в её создание и развитие, тем чаще и быстрее оно становится тем пространством, в котором человек компенсирует свои неудачи в жизни. И, чаще всего, виртуальная реальность становится пространством компенсации взаимоотношений и радости от действительности.
Если в виртуальной реальности человек находит больше возможностей для комфортного достижения своих целей, она начинает занимать в его жизни важное место, постепенно меняя отношение к обычной жизни. В случае если человек полностью переносит свою цель в виртуальную реальность, он «растворяется в ней» и становится зависим.
Человек стирает границы между миром людей и миром компьютера. Началом для этого процесса является признание виртуальной реальности основой своей жизни, единственным достойным местом для своей реализации. Параллельно снижается значение обычной реальности.
Всё, чего человеку недоставало в жизни, он может «построить» в виртуальном мире, перенести в него фантазии о своей успешности, власти, силе, сексе. Он может изменить свои воспоминания и возместить недостаток родительской любви.
Человек может испытывать дискомфорт во взаимодействиях с другими людьми. Это происходит из-за роли, которую он вынужден играть во взаимодействиях или хочет играть, но не может это сделать. Виртуальное пространство освобождает его от необходимости меняться во взаимоотношениях с людьми.
Проявления виртуальной зависимости:1. Главная жизненная цель человека, которой служат действия за компьютером, расположена в виртуальной реальности.
2. Действия за компьютером, направленные на достижение цели, предпочитаются аналогичным действиям в жизни. Предпочтение (замена) реальных отношений, семьи и друзей виртуальными. Появление действий за компьютером не связанных с целями реальной жизни, в том числе рискованных и криминальных (киберпорнография, хакерство).
3. Действия за компьютером сопровождаются более выраженными положительными эмоциями в сравнении с действиями вне компьютера. При недоступности компьютера появляются следующие реакции:
• Тревога, раздражительность.
• Навязчивые размышления, фантазии и воспоминания о том, что связано с действиями за компьютером.
• Двигательное возбуждение, неусидчивость.
• Нарушения сна, аппетита.
• Нарушение способности выполнять действия, не связанные с компьютером.
• Исчезновение негативной реакции при возобновлении деятельности за компьютером.
4. Повторение действий за компьютером чаще, чем было задумано. Неспособность контролировать время этих действий.
5. Действия за компьютером и всё, что их обеспечивает, занимают место других действий (вне компьютера) с ущербом для последних. Возрастание продолжительности действий, необходимой для удовлетворения за счёт других сторон жизни. Удовлетворённость снижается, если продолжительность действий не возрастает.
6. Вне действий с компьютером человек остаётся мысленно погруженным в виртуальную реальность.
7. Лживость относительно времени действий с его преуменьшением или полным сокрытием.
8. Безуспешные попытки или мысли ограничить действия за компьютером, чувство вины
9. Возникновение проблем со здоровьем, на работе, в семье и в финансах, при этом проблемы игнорируются, усугубляются, но действия продолжаются.
Стадии интернет-аддикции:
1. Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности. Человек использует различные службы Интернета с целью выбора той, которая предлагает наиболее подходящую виртуальную реальность. Он участвует в различных видах взаимодействия (чаты, конференции, форумы и т.д.) на различную тематику, пробует общаться с различными партнерами в различных ролях. Его задача - установить, какой вариант виртуального общения, и какое время общения лучше всего компенсирует недостаток общения в реальной жизни. После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в сеть, проверить электронную почту, новости любимых сайтов. Человек формирует стиль взаимодействия в Сети и начинает пользоваться ею с самостоятельной целью, не имеющей места в реальности. Но виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни. В настоящем мире существуют более важные цели.
2. Перенос цели в виртуальную реальность. Когда серфер определяет самую подходящую для взаимодействия виртуальную реальность, он переносит в неё свою цель. Время сетевого общения резко возрастает и формируется зависимость. Увеличивается количество партнёров, время и интенсивность общения, темы для обсуждения в сети всё больше удаляются от жизни в реальности. Общение в сети предпочитается обычному общению в реальном мире независимо от того, какой предмет обсуждается. Серфер заполняет свой внутренний мир виртуальной реальностью, перестаёт отличать её от истинной действительности, и постепенно утрачивает способность взаимодействовать в настоящей жизни.
3. Стадия стабилизации. Через некоторое время конкретное взаимодействие в виртуальной реальности исчерпывается, «выдыхается», перестаёт «увлекать». Сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной. Серфер возвращается в реальность, правда без особого энтузиазма. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме». Однако серфер обращается к Сети, особенно в ситуациях кризисного, стрессового характера. При появлении новых «заманчивых» тем и собеседников в виртуальной реальности зависимость активизируется.
Тренинг позитивной виртуальности и девиртуализации 1. Используйте виртуальную реальность всегда, когда это расширяет Ваш выбор за её пределами, в настоящей жизни. Никогда не используйте виртуальную реальность, если это ограничивает Ваш выбор за её пределами.
2. Определяйте своё место и цель в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальные реальности - только инструменты, они не дают ответа. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели.
3. Не заполняйте виртуальной реальностью дыры в своей жизни. Используйте её для усиления, а не для заплаток.
4. Используйте и воспринимайте компьютер только как инструмент, усиливающий Ваши способности, облегчающий продвижение к целям реального мира, но не как замены способностей и целей. Помните, что перед Вами инструмент и относитесь к нему как творец, а не как потребитель. Используйте возможности виртуальной реальности (по возможности получая от этого удовольствие) - но никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира.
5. Никогда не ограничивайте своё развитие навыка, способности, пределами виртуальной реальности. Всё, чего Вы добились в виртуальной реальности, немедленно переносите за её пределы, в жизнь. Проявите в реальности те качества, которые Вы проявляете только в виртуальном мире. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности.
Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для Вас значения в обычной жизни.
Никогда не развивайте только в виртуальной реальности то, что Вам не удаётся сделать в реальной жизни. Это не имеет значения. Делайте то, что хотите, в жизни.
6. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Воспринимайте виртуальное пространство только как не вполне действительное. Не одушевляйте его и не формируйте к нему одушевлённого отношения. Определите, как Вы относитесь к компьютеру и исключите из этого родительские отношения и чувства из детства.
Проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и жизнью:
• между собой и компьютером.
• между тем, с кем Вы взаимодействуете за компьютером и своими представлениями. Учитывайте, что восприятие других людей в киберпространстве не всегда объективное. Другие люди - это другие люди, а не продолжение наших убеждений или призраки в компьютере.
7. Используйте виртуальные отношения для расширения и обогащения реальных отношений, а не для их замещения. Стремитесь перевести виртуальные отношения в реальные, а не наоборот. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения. Пресекайте любые попытки перенести способы взаимодействия в виртуальной реальности в обычную жизнь.
Решите проблему с чувством одиночества. Определитесь с пониманием со стороны людей.
8. Ищите причины зависимости не в виртуальной реальности, а в своей жизни.
9. Избегайте виртуальной реальности, в которой Вас привлекают такие вещи, как:
• Доступность достижения цели, отсутствие препятствий к её удовлетворению.
• Возможность контролировать взаимодействие за счёт анонимности и лживости
• Возможность получить комфортное состояние, не предпринимая действий в реальном мире, подмена реальных поступков виртуальными.
• Необходимость уходить от того, что есть сейчас, в фантазии или воспоминания.
10. Ищите в обычной реальности праздник и удовлетворяющие взаимодействия. Это позволит не искать их суррогат в виртуальной реальности. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».
11. Расширяйте свой выбор в виртуальной реальности, избегая его ограничения:
• Определите, что есть «Я» и Ваше предназначение вне виртуальной реальности и только потом пользуйтесь ею.
• Предпочитайте самостоятельную оценку того, что Вы делаете, мнениям.
• Верьте в свои достоинства. Полюбите своё тело. Найдите в себе признаки привлекательности.
• Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
• Найдите возможность играть в реальности обычной жизни.
• Проявляйте свои эмоции в реальности. Не контролируйте и не искажайте их при помощи разума.
• Не используйте виртуальную реальность для контроля над другими людьми.
• Никогда не предпочитайте логику интуиции.
• Пребывайте «сейчас», «здесь», а не «там».
• Ищите независимость в реальном мире, а не за компьютером. Помните, что иллюзия самостоятельности за компьютером на самом деле уводит от самостоятельности в жизни.
12. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях. Всегда оценивайте время, проведённое за компьютером, и сравнивайте свои предположения о времени с действительными затратами времени. При значительной разнице сократите время за компьютером вдвое.
Не используйте компьютер тогда, когда Вы вынуждены это использование скрывать от людей.
Сократите время за компьютером, если Вы страдаете от него (несделанные дела в реальной жизни и физический дискомфорт - головные боли).
Источники:- Котляров А.В. "Другие наркотики"
-
http://forum.myword.ru/P.S. Одну из первых двух картинок на фон поставь - по-моему,хорошая идея.Из остальных 4,думаю,можно выбрать 2 и сделать их иллюстрациями.Ну а диаграмму вообще обязательно нужно прикрепить.
Рекомендации,предложения,замечания..?