Начну,так сказать,с начала - с древности.
Гипатия – астроном и философ Шестнадцать веков назад Гипатия была одним из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире. Гипатия внесла свой вклад в геометрию и астрометрию, кроме того, сыграла важную роль в создании астролябии. "Сохраняй свое право на размышление, мыслить неправильно лучше чем не думать совсем ", афоризм Гипатии. "Учить верить суевериям - самое чудовищное дело."
Гипатия (Ипатия) Алекса́ндрийская (370—415) - женщина-ученый, математик, астроном и философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма.
Гипатии принадлежит ряд работ по философии и астрономии. Наиболее известные из них:
- комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
- редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
- редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
- комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
- «Астрономический канон».
К сожалению,её работы до нас не дошли.
Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа. Молва о ее необыкновенных познаниях распространялась все шире и шире.
Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра — прибора для определения плотности жидкости, астролябии — прибора для определения широт и долгот в астрономии — и планисферы — изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.
Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), и христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в конечном итоге смуте. В 415 г. группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила ее.
Сократ о Гипатии: «В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Теона. Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть.»
Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в своей высокой оценке гражданских добродетелей.
С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».
Информация взята с различных сайтов.
Дополнительная информация:
"Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия"