ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Г.С.Зенков, И.А.СапожниковаЦель курса – ознакомить студентов с теоретическими основами учения о языке, важнейшими понятиями и
соответствующими им терминами общелингвистической науки, способствуя тем самым развитию у них умений и
первоначальных навыков наблюдения и самостоятельного анализа языкового материала.
Содержание: Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ § 1. Возникновение языкознания
§ 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»
§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин
Глава 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА § 4. Критика биологической концепции языка
§ 5. Язык как общественное явление
§ 6. Функции языка
§ 7. Язык и мышление
§ 8. Язык и речь
Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА § 9. Знаковая природа языка
§10. Членение языка на подсистемы и понятие структурно – функциональной единицы
§11. О понятиях системы и структуры языка и типах отношений языковых единиц
Глава 4. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ §12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин, теоретическое практическое значение
§13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики на собственно фонетику и фонологию
§14. Основные различия между гласными и согласными звуками
§15. Артикуляционная классификация согласных
§16. Артикуляционная классификация гласных
§17. Фонетическая транскрипция
§18. Фонетические процессы (явления)
§19. Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы
§20. Правила выделения фонем
§21. Фонетическая транскрипция
§22. Сегментные и суперсегментные единицы языка (общая характеристика)
§23. Слог и слогоделение
§24. Речевой такт и ударение
§25. Фраза и интонация
Глава 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ §26. Лексикология, ее предмет и разделы
§27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфы, словосочетания, предложения
§28. Проблема тождества слова. Понятие лексемы
§29. Лексическое значение слова. Сигнифиативный, денотативный, коннотативный аспекты
§30. Лексическое значение и понятие
§31. Внутренняя форма слова
§32. Этимология. Народная этимология
§33. Проблема системности в лексике
§34. Синонимы
§35. Антонимы
§36. Полисемия
§37. Омонимы
§38. Фразеология
Глава 6. ВОПРОСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ §39. Вводные замечания
§40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем
§41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания
§42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры
§43. Способы словообразования
§44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрощения, переразложения и усложнения основ
Глава 7. ГРАММАТИКА §45. Грамматический строй языка, его единицы
§46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
§47. Грамматическая категория
§48. Части речи и члены предложения
§49. Словосочетание и предложение
Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ §50. Теории происхождения языка
§51. Процессы дивергенции и конвергенции
§52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху
§53. Закономерности развития языков в национальную эпоху
Глава 9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ §54. Понятие структурного сходства
§55. Морфологическая классификация языков
§56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие)
§57. Агглютинативные языки
§58. Флективные языки
§59. Полисинтетические языки
Глава 10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ §60. Понятие языкового родства
§61. Сущность сравнительно – исторического метода
§62. Формирование сравнительно – исторического языкознания
§63. Важнейшие семьи языков: индоевропейские, тюркские
Глава 11. ПИСЬМО §64. Общее понятие о письме и предпосылки возникновения письма
§65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография
§66. Алфавит, графика, орфография
§67. Транскрипция и транслитерация
Скачать учебник Зенкова и Сапожниковой «ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ» с iFoxy.ruВложение:
Комментарий к файлу: ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Г.С.Зенков, И.А.Сапожникова
vvedenie_yazykonanie_sapozhnikova.zip [144.52 Кб]
Скачиваний: 357