Текущее время: 20 апр 2024, 07:50

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Конспекты лекций для зачета по детской литературе
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2009, 20:01 
Не в сети
Модератор

Зарегистрирован: 29 сен 2009, 11:14
Сообщения: 116
Ниже опубликовано несколько конспектов лекций для зачета по детской литературе (РГПУ им. Герцена, 3 курс).

Это не сами лекции, а именно конспекты.



Проблемные вопросы

Самый главный признак – отсутствие единственно правильного, однорзначного ответа. Каждый ответ может иметь под собой почву. На вопрос нельзя ответить однозначно да или нет, истина где-то посередине.



“Трое подмастерьев”
Отчасти комическая, явно с языческими мотивами.

“Золушка”
Сочетаются фольклорная жестокость литература новой традиции. Выклевали голуби глаза сестрам – жестокая подробность, возмездие.
Иногда в одной сказке соединяются несколько вариантов, получаются сложные перипетии сюжета.

“Два брата” много сказочных мотивов: волшебные помощники, звери возвращают к жизни, живая вода, мотив ложного жениха. При этом даже после того, как злодея прогоняют, сказка продолжается – будто еще одна сказка начинается. Принц ревнует жену к брату – новый сюжет. Несколько сюжетов соединяются в один (3 отрубания головы в одном произведении!!!).
Мотив фальшивой невесты. В фольклорной сказке: обычно невеста расколдовывает жениха, он обещает на ней женится, но ему надо на 3 дня съездить к родителям, по пути он нарушает какой-нибудь ее запрет и забывает ее, она его ищет, обычно при помощи 3 платьев, при этом фальшивую невесту либо выгоняют в конце, либо убивают.
Причем в этой сказке чисто магически так получается, что раз невеста освободила жениха, то все знают, что он принадлежит ей. В литературной сказке эта мотивация уходит, и читателю становится непонятно, поэтому мотив изменяется: ложная невеста получает платья, а настоящая – жениха, все довольны (кто хочет материального – материальное и получает).

“Живая вода” : настоящий жених – настоящее чувство, ложные женихи не могут поступить как настоящий. Здесь все понятнее, чем в ситуации с невестами.

“Ослик” – с точки зрения фольклора – нормально, с литературной – надуманно, сложно объяснить.
Сказка несет отпечаток языческого мировоззрения, основанного на возмездии.

“Гусятница”, “12 братьев” Редко злодеев прощают после преступления. В этом случае либо это признак того, что сказка литературного происхождения, либо подверглись изменениям под воздействиям христианства.

“Одноглазка, двуглазка, трехглазка” – все злодеи прощены.
В народной сказке все злодеи должны понести адекватное наказание.

“Мальчик-с-пальчик” Много жестоких деталей: мертвые головы вместо кочанов капусты, женщина разрубает пасынка, …

“Монах в терновнике” не фольклорная, восходит к новеллам эпохи Возрождения. Добрый батрак захотел посмеяться над монахом.

“Король-портняжка” счастье не заслужено, не объяснено героем, хотела убить, а в результате получила принца.

“Храбрый портняжка”, “Бременские музыканты”, “Король-дроздовик”, “О рыбаке и его жене”, “Девушка-дикарка”
Достоинства сказок:
1. ввели в литературный оборот много народных сюжетов
2. Братья Гримм внимательны к народным особенностям, фольклорным источникам.


Сказки романтизма
Вильгельм Гауф
(1802-1827)

Три литературных сборника сказок «Караван”, “Александрийский шейх и его невольники”, “Харчевня в Шпессарте”
Один принцип составления сборников – принцип обрамления. Есть герои-рассказчики, которые рассказывают друг другу истории-легенды. (например, в «Караване” ситуация путешествия: чтобы не заснуть и не попасть к разбойникам, рассказывают сказки, причем в один момент в караване появляется даже герой одной из сказок. “Александрийский шейх”- обычай отпускать трех невольников за историю).

Новое: Гауф использует фольклор разных народов и стран, не только немецкий (“Сказка о гульдене”, “Холодное сердце”), но и восточный (“Рассказ о Халифе-аисте”, “Приключения Саида”).

Есть истории не сказочные, близкие к анекдоту (“Молодой англичанин”). Единственное, что сближает со сказкой, - невозможное происшествие.
Основатель сказочной новеллы (новелла – краткий рассказ с законченным сюжетом, который чем-то стремится удивить, что-то новое сообщить). Соединяет новеллу со сказочными элементами.
В сказочной новелле присутствуют реалии окружающего времени, психологические мотивировки.
Гауф часто обращается к сатире, это первый сказочник-сатирик, высмеивающий носителей обывательского сознания. Беспощаден в обличении: “Маленький Мук” – злые придворные, неблагодарный король.

“Карлик-Нос” – вызывает презрение, когда он некрасивый. Люди мрачные, ни о чем, кроме внешнего благополучия, денег, красоты, не задумываются.
Много мистических элементов – “Рассказ о корабле-привидении”.
Описание ужасов, страшных сцен – без этого не обходится ни одна сказка (“Карлик-Нос”, “Холодное сердце”).
Но цель – не изображение ужасов и мистического страха. Цель – читатель должен приподняться над повседневностью. Мир, который кажется скучным, по-настоящему полон таинственности, прикосновение к нему может дать прикосновение к миру богов. (“Карлик-Нос” – мальчик стал хорошим).

“Холодное сердце” – отражает внимание романтиков к местному, национальному колориту.
Аннулируется вся сказочная составляющая: деньги и безделье – холодному сердцу, а не голландцу. Здесь также много драматических сцен – погоня за Петером, рост стеклянного человечка.
Гауф считал, что страшные истории плохо действуют на психику детей. При этом Гауф не хочет никого запугивать, но у него получаются просто такие эпизоды.
Соединяется интерес к фольклорной сказке и авторская оригинальная обработка.
Герои часто одинокие (“Маленький Мук” – его презирают и люди, и животные; финал не сказочный, для Гауфа это нормально, соответствует романтизму. Романтические герои сказок Гауфа лишены радости). Изображает ужас ярче, чем хорошие события.


Ганс Христиан Андерсен
Обязательно счастливый финал, чувство приятия окружающего мира, мир прекрасен, в самых обыденных вещах кроется удивительная красота.
“Гадкий утенок” начинается с описания самого обычного лопуха.
Животные-герои могут быть даже ближе детскому восприятию, чем люди-герои.
Гадкий утенок может быть назван романтическим героем: исключительный, не такой, как все, отверженный, гонимый и презираемый.
От этого утенок не впадает в уныние и отчаяние, как романтический герой, а благодарит Бога.
Курица и Кот: есть мы, а есть все остальное. Не могут допустить, что кто-то думает по-другому. Гадкий утенок может остаться с ними, если согласен с ними.
Не беда жить в обстоятельствах, в которые поместила тебя жизнь, если твое рождение выше этого: страдая, человек раскрывается в глубоком, духовном смысле этого слова. Трагедия превращается в нечто высшее.

“Русалочка” Момент выбора – центральный. Она жертвует возможностью своего освобождения.
Хотела двух вещей: нашла в себе силы стать выше первой и получила вторую. Земное, по Андерсену, лишь преддверие вечности.

“Снежная королева” (ассоциация с Библией – история Вавилонской Башни)
Красота, в которой нет теплоты, есть только торжество собственного величия, зацикленность на себе.
Попасть к ней в плен – попасть в плен зла, греха, но не значит умереть.
В сказках нельзя искать легкие пути, Герда идет искать Кая без вещей, за башмачками – безнадежность.
Самое главное испытание Герды – женщина с цветами. В цветнике нет настоящей жизни, потому что нет страдания. Даже цветы рассказывают только свои истории, зациклены на себе.

Очень уютный мир, все для человека, но мир ненастоящий, забывший о всех страданиях вокруг.
Старушка не хочет Герде зла, но причиняет, потому что для нее есть только “я” и “мое удовольствие”, это мнимая, ненастоящая жизнь.
Герда уходит. Терновый куст – символ страдания. Босая, в платье идет в царство холода, не задумывается о последствиях.
Но вся сила – в ее невинности, ее детском сердце. В интерпретации Шварца – горячее сердце.
Герда не сама действует, за все благодарит Бога, в сердце ее нет греха. Маленький ребенок, надеящийся на Бога, сильнее всех страшных сил.

_________________
Скачивайте файлы без регистрации.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007, 2009 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Форум Санкт-Петербурга — отличное место для знакомства с Северной столицей нашей страны. Этот замечательный город интересен и своей историей, и достопримечательностями, и людьми, волей судьбы попавшими под влияние Петербурга. Вы хотите приехать к нам на недельку в отпуск и узнать, что стоит посмотреть в первую очередь? Или живете здесь с рождения и душой болеете за будущее, которое всех нас связывает? Или ищете человека, который смотрит на этот мир так же, как вы? А может, просто хотите поболтать в приятной компании, не выходя сегодня из дома? На нашем форуме вы найдете то, что вам нужно. Жизнь Северной Венеции, новости, любопытные места и факты, легкое и непринужденное общение на любые темы в хорошем обществе, живые встречи с петербуржцами и многое другое — добро пожаловать к нам!
iFoxy.ru — форум Санкт-Петербурга.