Билет 13. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории
социального обмена и символического интеракционизма).
Бихевиоризм и теория обмена.
Главная мысль бихевиоризма: поведение человека можно свести к ответам на стимулы окружающей среды по принципу условного рефлекса. Любой поступок человека можно объяснить материальным вознаграждением или стремлением избежать телесных наказаний.
Основатели бихевиоризма: Джон Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер
Главная мысль теории обмена: в процессе социального взаимодействия люди обмениваются товарами, услугами, информацией, благодарностями и т.д. Прежде чем вступить в социальное взаимодействие, люди взвешивают будущие вознаграждения и затраты. Если ожидаемые затраты больше вознаграждения, то люди отказываются вступать во взаимодействие. Обмен происходит по принципу «Ты – мне, я – тебе». В процессе общения человек вынужден затрачивать усилия, чтобы найти общую тему для разговора, чтобы сделать наше общение устойчивым. Поведение человека обусловлено тем, как вознаграждались его поступки в прошлом, например, человек сегодня пошёл на рыбалку потому, что вчера его рыбалка была удачной.
Автор теории обмена: Дж. К. Хоманс.
Ошибка состоит в том, что сознание человека устроено сложнее, чем сознание крысы, над которыми Скиннер проводил опыты. Человек, в отличие от крысы, имеет не только условные рефлексы, но и абстрактное мышление, устную речь и способность к орудийной деятельности.
Символический интеракционизм.
Главная мысль: с помощью языка жестов можно обмениваться информацией и осуществлять психологический контроль. С помощью разыгрывания сценок можно унизить или показать своё высокое мнение о человеке. На работе и в политике человек вынужден создавать свой имидж. «Позорное клеймо» мешает общению. Смущение является признаком ошибки в игре и выражением просьбы повторить попытку.
Авторы: Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман, Г. Гарфинкель.
По нашему мнению, обмен информацией и контроль с помощью жестов есть древний, примитивный способ обмена информацией и психологического контроля, который унаследован человеком от животных предков. В дополнение к этому человек изобрёл другие, более современные способы обмена информацией с помощью слов и способы социального контроля с помощью угрозы санкций и внедрения стереотипов.
По определению Герберта Блумера, интеракция – это непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Ирвин Гофман в Америке наблюдал жизнь калек, пациентов психиатрических больниц, посетителей казино. В концлагерях часто возникала подпольная жизнь с целью узников сохранить свою индивидуальность вопреки давлению со стороны охраны на узников. Правдивое изображение подпольной, неформальной жизни, которая лишь на первый взгляд кажется веселой, дается в фильме «Полет над гнездом кукушки». По наблюдениям Гофмана, бюрократ-представитель среднего класса вынужден развивать свою способность к социальной мимикрии, создавать свой имидж на службе. Имидж – это образ. По моим наблюдениям, техник выбирает имидж «служаки», теоретик выбирает имидж «профессионала», психолог выбирает имидж «подхалима», спикер выбирает имидж «лучшего друга». Каждый политик тоже имеет свой имидж. Можно привести примеры удачных имиджей: Ельцин – «отец нации», президент США Рейган – «свой парень», Жириновский – «клоун», Лужков – «свой парень в кепке», генерал Лебедь – «настоящий полковник», Путин – «творец порядка», Немцов – «кудрявый любимец женщин». Плохой имидж свидетельствует о профессиональной непригодности на роль выборного политика. Рейган, как бывший актёр, игравший «крутых» ковбоев, использовал для создания имиджа бодибилдинг (он «накачивал» мускулы с помощью тяжелоатлетических снарядов) и косметику. Когда муж и жена приходят в гости, то жена демонстрирует уважительное подчинение воле мужа, хотя дома она ведёт себя совершенно по-другому. Если слепой человек постоянно напоминает о своём несчастье и тем самым унижает своё достоинство, то люди начинают избегать общения с ним, ибо не хотят иметь лишних проблем. Принято считать, что низкая стоимость обручального кольца свидетельствует, что жених мало ценит свою невесту. Люди разыгрывают сценки, как спектакли в миниатюре, чтобы обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, оскорбить, унизить или, наоборот, показать о человеке высокое мнение. И. Сталин любил опаздывать на совещание, чтобы показать, что он самый главный и без него ничего не начнётся. Смущение является признаком ошибки в этой игре и выражением просьбы повторить попытку. Люди, отмеченные «позорным клеймом», могут испытывать трудности в общении, так как им трудно произвести хорошее впечатление. Таким клеймом может стать цвет кожи, угри, шрам на лице, протез, бородавки, родимое пятно на половину лица, заметная инвалидность и так дадее. Такие люди стараются скрыть своё «клеймо» и иногда им это временно удаётся. Афроамериканский певец Майкл Джексон пытался выдать себя за белого – с помощью кремов отбеливал кожу, сделал несколько пластических операций, чтобы изменить форму носа и в результате стал похож на героя из фильма ужасов.
Гарольд Гарфинкель изучал правила общения между людьми, которые определяют то, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, завязать беседу или деликатно прекратить разговор. Если человек нарушает правила общения, это вызывает гнев и недоумение. Муж и жена понимают друг друга с полуслова и общаются с помощью намёков, например, муж говорит, что сегодня их сын сам бросил монетку в автомат на автостоянке, этот намёк означает, что их сын настолько вырос, что может сам дотянуться до прорези для монет в автомате.
Виды общения.
Существую два вида общения: неречевое и речевое общение.
Неречевое общение – это язык мимики и жестов. Было установлено, что содержание речевого общения составляет всего лишь 7% общего объема коммуникации. А вот всё то, что называют невербальной формой общения - жесты, улыбки, тон голоса, наклон головы - целых 93%. Из них – 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами и 38% определяется тоном вашего голоса. И это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Слова нам дают содержание, невербалика определяет отношение, а все вместе дает смысл.
Язык жестов.
Цель изучения вопроса о языке жестов – это обучения пониманию отношений между людьми, которые выражаются на этом языке, нужно научить видеть, когда ваш собеседник лжёт, заигрывает или угрожает. Это умение может пригодиться в бизнесе, преподавании, близких отношениях, местах лишения свободы и где угодно. Исследования языка жестов началось с книги Ч.Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных». Слова используются для передачи информации, а жесты – для обсуждения межличностных отношений. Язык жестов унаследован людьми от своих животных предков, поэтому человека не нужно учить общаться на этом языке. Жесты мы делаем непроизвольно, поэтому невозможно солгать на языке жестов. Можно выучить отдельные простые жесты, чтобы обмануть собеседника, но другие мелкие непроизвольные жесты могут выдать вас с головой. Сегодня обучение языку жестов используется при обучении менеджеров, так как позволяет понять тайные намерения партнёров по бизнесу. Женщины лучше понимают язык жестов, поэтому мужу очень трудно обмануть свою жену.
Классификация жестов.
Можно выделить три основных вида жестов:
• жесты флирта,
• жесты лжи,
• жесты агрессии.
Жесты флирта у женщин – это походка от бедра, демонстрация открытой ладони, расширенные зрачки (глаза «омуты»), которые означают волнение, долгий пристальный взгляд дольше 10 секунд. Женщина начинает «чистить пёрышки» - прихорашиваться перед зеркалом на глазах у мужчины, поправлять волосы, красить губы. Вызывающий жест флирта у мужчин – это большие пальцы за прорези карманов или за пояс, он означает: «Я – мужчина. Я над тобой властвую». Мужчина тоже может «чистить пёрышки» - стряхивать несуществующие пылинки, поправлять галстук.
Жесты лжи или недоверия – это потирание века или уха, почёсыванме шеи, оттягивание воротника, рука, закрывающая рот. Чтобы замаскировать последний жест лжец может притворно покашливать или почёсывать нос. Раскрытые ладони означают: «Говорю правду». Руки в карманах – это признак скрытного человека. Скука выражается в том, что человек подпирает рукой голову.
Жесты агрессии - руки сжаты в кулаки и упёрты в бока. Демонстрация больших пальцев означает: «Я – главный» или «всё в порядке». Руки назад или жест полицейского означает: «Я тебя не боюсь». Скрещённые на груди руки означают защиту. Сутулая спина означает комплекс неполноценности. Посадка верхом на стуле, когда спинка стула находится впереди, означает защиту. V–образный знак пальцами, когда рука повёрнута ладонью к собеседнику, имеет оскорбительное значение – «заткнись». Когда рука повёрнута к собеседнику тыльной стороной – «победа». Долгий пристальный взгляд в местах лишения свободы в сочетании с узкими зрачками («змеиный» взгляд) означают злость.
Не только у животных, но и у человека существуют свои охранные зоны и территории, которые он готов защищать. У человека существуют четыре зоны:
• Интимная зона (от15 до 46 см). Только родственники и близкие друзья могут проникнуть в эту зону.
• Личная зона (от 46 см до 1,2 метра). Это расстояние разделяет нас на вечерах отдыха.
• Социальная зона (от 1,2 метра до 3,6 метра). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.
• Общественная зона (более 3,6 метра). На таком расстоянии от слушателей удобнее всего стоять во время публичного выступления.
Чтобы не вызвать агрессию собеседника, нужно держать дистанцию. Размеры личной пространственной зоны обусловлены национальными традициями, например японцы привычны к перенаселённости и имеют размеры личной зоны меньше, чем европейцы, поэтому в случае беседы японца и европейца японец будет постоянно приближаться к европейцу на недопустимое для европейца расстояние. Следователи полиции часто используют специальные методы, построенные на проникновении в интимную зону преступника во время допроса, чтобы сломить сопротивление этого преступника. Агрессивность толпы есть следствие скученности людей в толпе. Неизбежная скученность людей в транспорте, лифте и так далее приводит к вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписанных правил западного человека в этих условиях:
• Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
• Не рекомендуется смотреть в упор на других.
• Лицо должно быть совершенно бесстрастным – никаких эмоций.
• Рекомендуется читать газету или книгу.
• Движения должны быть сдержанными.
• В лифте нужно смотреть на указатель этажей.
Обмен рукопожатиями – это реликт первобытного общества, когда люди протягивали при встрече руки ладонями вперёд, чтобы показать свою безоружность. Существуют разные типы рукопожатия:
• Властное рукопожатие, когда ладонь развёрнута вниз.
• Покорное рукопожатие с ладонью вверх – «рука нищего».
• Равноправное рукопожатие, когда обе руки после символической борьбы остаются в вертикальном положении.
• Рукопожатие двумя руками – «перчатка» - часто используется политическими деятелями и означает честность.
• Рукопожатие с хрустом пальцев означает наглость.
• Рукопожатие с похлопыванием по плечу может использовать только ваш большой друг.
• Слабое рукопожатие, когда прикосновение к холодной и липкой руке напоминает неприятное прикосновение к мёртвой рыбе, означает, что обладатель такой руки имеет слабый характер и легко поддаётся нажиму.
• Деревенское приветствие совершается на максимальном расстоянии. Сельские жители имеют большое личное пространство – до 9 метров – и предпочитают не здороваться за руку, а на расстоянии помахать друг другу рукой или наклоняются навстречу рукопожатию и вытягивают руку.
Отзеркаливание или повторение жестов собеседника означает согласие с мнением собеседника. Этот приём можно применять для того, чтобы добиться взаимопонимания со своим руководителем. Разворот тела и ног в процессе разговора показывает направление настоящего интереса вашего собеседника, например, в сторону привлекательной женщины, или к выходу из помещения, в этих случаях нужно вовремя закончить разговор. О многом говорит расположение собеседников за столом. Через угол стола садятся друзья в случае непринуждённой беседы. Рядом за столом садятся близкие друзья или соавторы. Друг против друга за столом садятся соперники. Друг против друга по диагонали стола садятся люди, которые не желают взаимодействовать.
Билет 14. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп.
Биография Я. Л. Морено.
Годы его жизни: 1892-1974. По типу личности он был психологом. Он родился в еврейской семье. Он родился на корабле во время путешествия родителей по Чёрному морю. Его отец мечтал стать актёром. Мать воспитывалась в католическом монастыре, хотя и не приняла католичество. Семья жила в Бухаресте, а затем переехала в Вену. Здесь он окончил университет с двумя дипломами – врача и философа, слушал лекции Фрейда. Он был творческим человеком, он изобрёл социометрию, групповую психотерапию, психодраму и даже магнитофон. В 1925 г. он выбирал между эмиграцией в США и в Россию, последняя привлекала его своей динамичностью и спонтанностью, а также драматическим театром, достигшим расцвета во времена К. С. Станиславского, чьей системой Морено интересовался... Затем он всё-таки переехал в США. Он преподавал социометрию в колумбийском университете. Социометрия – это метод по выявлению состава малых групп и персон лидеров. Он издавал знаменитый журнал «Социометрия». В разгар «холодной войны» он выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущёва, в ходе которого предлагал им обменяться ролями. В 1959 г. Морено приехал в СССР. Его книга «Социометрия» была издана в СССР в 1958 г. накануне его приезда, но затем она была в значительной мере изъята из библиотек и осталась лишь в считанных экземплярах.
Об истории создания социометрии существует легенда о том, как Морено был приглашён в женскую колонию в городе Хадсон близ Нью-Йорка. Здесь содержалось 500 девушек. Условия содержания были прекрасными: благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учебные классы, спортивные сооружения, круглосуточный контроль над поведением заключённых со стороны воспитателей. Но руководители колонии были постоянно в напряжении, т.к. заключённые устраивали сцены неповиновения, ссоры друг с другом и стремились сбежать из колонии в свои нищие семьи. Морено должен был разобраться в причинах конфликтов и предложить пути их устранения. Морено пришёл в столовую и предложил девушкам сесть за столы со своими подругами. Получилось, что за один стол село до восьми человек вместо положенных четырёх человек. Морено провёл социометрическое исследование и нашёл оптимальное размещение, учитывающее по возможности чувства предпочтения. После этого удовлетворённость условиями жизни повысилась, климат в группах улучшился, и напряжение у воспитателей поубавилось. Кроме Морено, родоначальниками теории малых групп считаются Э. Мэйо, К.Левин.
Признаки малой группы:
• Каждый член группы имеет соответствующие опознавательные знаки (татуировки, форму одежды, причёску, жаргон). Каждый член группы должен выполнять определённые нормы поведения и соответствовать моральному образцу и выполнять социальную роль в группе. В малой группе существуют такие роли как лидер, защитник группы, который проводит разборки с членами других групп и т.д. Например, рокер должен носить кожаную куртку с заклёпками и любить музыку в стиле «металлический рок». Преступник должен иметь соответствующие его роли татуировки, владеть воровским жаргоном, иметь воровскую специальность («карманник», шулер, сбытчик краденого имущества и т. д.).
• Существуют различные способы, ритуалы и процедуры приёма новых членов. Например, посвящение в братство сатанистов происходит в заброшенной церкви, где убивают кошку или собаку и рисуют кровью на стенах. В подростковых бандах новичку предлагают участвовать в драке, и это становится для него экзаменом для приёма в банду, он должен проявить смелость и умение сражаться в этой стычке.
• Каждая группа имеет место сбора и знамёна. Местом сбора может служить подвал, перекрёсток у светофора – «пятак» и т.д.
• Каждая группа имеет своего лидера или даже двух лидеров: «идейного вдохновителя» и «самого уважаемого», Эти роли можно сравнить с ролями отца и матери в семье. Первый указывает для группы цель и средства её достижения, он руководит деятельностью группы, наказывает и исключает, по типу личности он чаще всего является спикером. Второй обеспечивает эмоциональное удовлетворение, создаёт микроклимат в группе, внушает членам группы комплекс превосходства над другими группами, внушает веру, что они самые лучшие, а другие – исчадье ада, по типу личности он часто бывает психологом. Техник обычно является рядовым членом группы. Теоретик часто занимает изолированное положение в коллективе или входит в маловлиятельную и небольшую группу аутсайдеров.
• Каждая группа имеет свою цель – вместе отдохнуть, заработать деньги, завоевать власть и влияние в своём районе, воспитание детей, заниматься спортом, искусством и т.д. В соответствии с целями выбираются средства их достижения – найти деньги и представителей противоположного пола для совместного отдыха, найти работу для бригады, победить в стычках с другими подростковыми группами в своём районе, создать семью, найти жилище и заработок, чтобы обеспечить семью условиями для успешного воспитания детей.
Виды групп:
• По количеству членов группы делятся на большие (десятки тысяч членов), средние (большая партия) и малые группы (до 15 человек).
• Формальные и неформальные группы. Пример формальной группы – школьный класс, который был собран педсоветом по возрасту и месту жительства. Пример неформальной группы – это группа друзей, которые сами выбрали друг друга.
• Целевые группы, где членов объединяет общая цель. Территориальные группы, например, соседская община. Классовые группы, например, группа рабочих, гильдия ремесленников, группа «новых русских». Этнические и расовые группы, например, группа чеченцев или группа афро-американцев.
• Группы бывают первичные и вторичные. Примеры первичных групп – это семья, друзья в детстве, иногда соседи. Во вторичных группах отношения строятся не на личных привязанностях, а на вещественных контактах по принципу теории обмена «ты – мне, я – тебе». Первичные группы являются более сплочёнными, чем вторичные. Сплочённые группы солдат лучше сражаются, ибо у них существует мотив: «Я не должен подводить своих парней!». Понятие «первичная группа» ввёл Ч. Х. Кули (годы жизни:1864-1929 гг.).
Соседская община.
Соседская община была у всех народов и всегда помогала выжить, утешала в горе. В России община или «мир» сохранялась очень долго. В современных обществах люди создают клубы и братства. У немцев и русских крестьянство создало традиции свободного сотрудничества. Человеческая природа – это жажда чести и страх осмеяния, учёт общественного мнения, забота о своём имуществе и своих детях, восхищение мужеством, великодушием и успехом. Человеческая природа одинакова у всех наций и рас прошлого и настоящего, ибо соседская община и семья были одинаковы у всех народов и во все времена. В последние двести лет произошло снижение роли первичных групп. По нашему мнению, это произошло из-за снижения роли нравственного контроля в жизни общества, но, конечно, первичные группы никогда не исчезнут полностью. В коммунистическом Китае повсеместно были образованы группы «сяо-цу» из 8-15 человек, которые регулярно проводили собрания, посвящённые взаимной критике и самокритике, таким образом, группа оказывала сильнейшее давление на своих членов. Власти использовали эти группы для поддержки официального курса. Крупные организации – армия и церковь – опираются на малые группы. Внутри крупных организаций происходит каждодневная борьба малых групп (бюрократических клик) за власть в организации путём увольнения и преследования членов других бюрократических клик.
Подростковые группы.
Жизнь мальчиков после 12 лет протекает в различных компаниях, где они стойко выносят несправедливость и даже жестокость над новичками, но не жалуются родителям и взрослым. В «бандах» мальчик учится действовать самостоятельно. Взаимодействие между членами подростковой «банды» состоит в том, что они вместе слоняются по улицам, вместе планируют будущие преступления и хранят их в тайне, обязаны защищать друг друга при нападении извне, должны общаться между собой в особой манере и в другой манере с противником. Члены банды оказывают давление на живущих поблизости подростков, чтобы заставить их вступить в «банду». Вступление в «банду» сопровождается ритуалами, характерными для мафии. На желающих выйти смотрят как на предателей. Член банды носит знак – кольцо в ухе, шёлковый платок на шее определённого цвета и т.д. В 18-20 лет большинство членов выходит из этой подростковой группы в более сложные организации – в армию, семью, бюрократию, частную фирму, тюрьму. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Но некоторые члены остаются, становятся профессиональными преступниками и перестраивают подростковую группу в преступную группу. По нашему мнению, сходство между подростковой и преступной группой состоит в том, что они обе часто построены на одних и тех же санкциях – на телесных наказаниях. Сущность малой группы состоит в том, что она всегда построена на моральных санкциях и на моральном контроле. Функция малой группы состоит в том, что здесь подросток учится лидировать и общаться. Если подросток был «маменькиным сынком» или «ботаником» и не входил в подростковые группы в этом возрасте, то он в зрелом возрасте может оказаться непригодным на роль руководителя. Эта проблема особенно актуальна для людей, которые по типу личности являются теоретиками.
Функции малой группы:
• Группа проводит социализацию.
• Группа помогает выполнить работу, непосильную для одиночки – загнать мамонта, построить дом, работать на конвейере, играть в футбол. В группе легче выжить благодаря тому, что в ней есть разделение труда. Уже в стае обезьян есть роли наблюдателя, руководителя, защитника группы и т.д.
• Экспрессивная удовлетворяет потребность людей к социальному одобрению, уважению и доверию, ибо люди получают удовольствие от общения.
• Группа поддерживает и утешает своих членов в трудную минуту – ослабляет чувства страха, горя, одиночества, тревоги. Например, ожидать казни хуже всего в одиночной камере, где преступник постепенно сходит с ума, ловит каждый шорох, лезет на стену, т.к. не знает времени казни, не знает точно, когда за ним придут, здесь он может просидеть и несколько недель, и несколько месяцев, и несколько лет. Согласно результатам исследования, которые провёл Дж. Н. Прэтт, больные туберкулёзом, находящиеся в подавленном состоянии и обречённые на смерть от болезни, легче переносят страдания в общей палате, где они могут оказать друг другу поддержку, просто беседуя о своих невзгодах.
Размер группы:
• Если в группе двое членов, то это очень хрупкая группа, которая может исчезнуть после выхода из группы одного из членов, но внутри такой группы возможно достичь самого глубокого эмоционального удовлетворения от общения, члены такой группы общаются как братья или как сёстры.
• Если в группе трое членов, то рано или поздно происходит сближение двух членов и исключение третьего по принципу «третий – лишний».
• Если в группе пять человек, то это считается оптимальным размером группы, которая почти не имеет проблем.
• Если в группе чётное число членов, то при голосовании группа может расколоться на фракции с равным числом членов.
• Если в группе больше пяти членов, то некоторые члены начинают чувствовать себя в изоляции. Крупные группы усиливают давление на своих членов, что приводит к росту конформизма, т.е. готовности подчиняться давлению группы.
В крупной группе могут возникать фракции и вражда, жёсткий контроль вместо задушевной беседы. В крупной группе всё меньше общаются друг с другом и часто общаются с лидером. Лидер, как правило, обращается ко всей группе, а не к отдельным её членам. Лидер становится центром общения, он принимает и передаёт информацию. В большой группе иногда появляются униженные члены, резко снижается эмоциональное удовлетворение от общения, поэтому большая группа чревата расколами, члены группы начинают стремиться выйти из неё.
Эксперименты по исследованию давления и исключения из группы.
Давление способствует конформизму, т.е. согласию членов с целями группы и со способами их достижения. Были проведены два эксперимента по исследованию давления и исключения из группы. В первом эксперименте восемь человек намеренно называют белое чёрным, а девятый должен высказать своё мнение о цвете объекта. Третья часть «девяток» назвала чёрное белым, показав высокую степень конформизма. Другие «девятки» или «диссиденты» (инакомыслящие) упорно настаивали на своём и называли чёрное чёрным. Третья часть «девяток» вела себя неуверенно, эти люди, выкатив глаза от удивления, крутили головой по сторонам и не знали, что нужно говорить. Согласно нашим наблюдениям, самая высокая степень конформизма, вплоть до способности унижаться, характерна для такого типа личности, как психолог. Прирождённым «диссидентом» является теоретик, поэтому ему очень трудно живётся в коллективе. Спикер тоже способен отстаивать свою точку зрения, потому что является потенциальным лидером, что противоположно стремлению к конформизму. Достаточно высокая степень конформизма характерна и для техников, который показывает готовность подчиняться, но без унижения. Именно техник в эксперименте ведёт себя неуверенно.
Исключение из группы вызывает понижение чувства собственного достоинства. Джон Митчелл провёл второй эксперимент по принципу игры «Последний герой». Он предложил каждому из шести человек сделать выбор той кандидатуры, кого из них следует выбросить за борт, когда они все окажутся на спасательной шлюпке посреди океана, а провизии хватит только на пять человек. Замечено, что в результате этого эксперимента у исключённого из группы даже размер букв в подписи уменьшается.
Некоторые результаты эмпирического исследования малых групп.
Т. М. Миллз считает, что каждый человек в среднем является членом пяти-шести групп одновременно. Ф.М. Трэшер показал, что преступные клики готовят своих членов к совершению преступлений, воспитывают в них верность клике и защищают их от санкций государства. Э. Мэйо показал, что высокая сплочённость бригады рабочих приводит к повышению выпуска продукции. Рабочих, которые работают слишком быстро, называют выскочками. Это было выяснено в эксперименте на заводе Хоторна в Чикаго (1927-1932 гг.). Остракизм – это крайняя санкция группы, выражающаяся в отказе разговаривать, в преследовании и т.д. Бригада ожидает, что их товарищ не будет работать ни слишком быстро, ни слишком медленно. Любое нарушение этих норм наказывается высмеиванием и даже остракизмом.
Конфликт школьных клик.
На основании многолетних социометрических исследований в школе, нами были сделаны следующие выводы и рекомендации, которые позволяют помочь учителю при поддержании дисциплины и порядка на уроке, научить строить успешную карьеру.
Клика (от французского «шайка», «банда») – это малая группа соратников, тесно сплочённых между собой ради достижения неблаговидных целей любой ценой. Эта борьба клик идёт в любой бюрократической организации – в системе исполнительной власти, в армии, в церкви, в частной фирме, в советской номенклатуре. Нельзя запретить эту борьбу клик, т.к. она всегда идёт нелегально. Состав малых групп внутри школьного класса или педколлектива незаметен для новичка, но этот состав имеет огромное значение в жизни школы. Закулисные склоки и сплетни способны отравить жизнь этого новичка. Целью борьбы клик является борьба за власть и влияние. Средством для достижения этой цели в школе служит срыв урока, давление по отношению к противникам из других шаек и т.д. Успешный срыв урока показывает, что власть неформального лидера больше власти преподавателя. С другой стороны, клики преподавателей ведут между собой соперничество за власть и ключевые посты в учебной организации. Члены проигравшей клики преподавателей теряют в размере нагрузки и оплаты, а затем и место работы. Объединение в клики позволяет людям более успешно делать карьеру в рамках вертикальной мобильности, поэтому одиночка не способен иметь успех в административной карьере, эта проблема особенно актуальна для такого типа личности, как теоретик. Борьба за власть является главной целью бюрократических клик, а вспомогательной целью является получение удовольствия от общения и совместного отдыха. Главная преподавательская клика формируется вокруг директора. Иногда возникает соперничество между кликами за влияние на директора. Социолог может визуально выявить состав преподавательских клик не только с помощью социометрического исследования, но и косвенно по частоте их встреч во время перемен и близости мест при рассаживании во время педсоветов и вечеров отдыха. Борьба преподавательских клик в школе иногда достигает большого накала. Это положение усугубляется часто из-за отсутствия мужчин в составе педколлектива, т.к. женщины по своей природе являются более искусными при распускании сплетен и при разыгрывании сцен унижения противника.
Без хорошей дисциплины на уроке нельзя добиться отличных знаний у учащихся. С другой стороны, безынициативность и пассивность учащихся на уроке свидетельствует об отсутствии интереса к изучаемому предмету, что тоже приводит к плохим знаниям. Поэтому преподаватель должен стремиться к «золотой середине» и поддерживать оптимальный уровень «шума» во время урока. Преподаватель может косвенно получить информацию об уровне интереса к своей лекции через обратную связь со слушателями в форме диалога, по большому количеству реплик и встречных вопросов. При этом следует пресекать все попытки учащихся увести диалог в сторону от изучаемой темы, затеять пустую болтовню и галдёж под шумок вопросов к лектору. Такое поведение учащихся является одним из приёмов срыва урока. Хороший способ контроля над поведением учащегося – это наблюдение за тем пишет он конспект лекции или нет. Если неопытный преподаватель видит класс в форме безликой враждебной массы, то интуиция опытного преподавателя позволяет ему видеть персоны лидеров и примерный состав групп без всяких социометрических исследований. Члены одной клики школьников стараются садиться за парты в непосредственной близости друг от друга и подальше от врагов. Поэтому самое серьёзное наказание для лидера состоит в том, чтобы пересадить его подальше от группы, например, на первую парту или в стан его врагов. Это означает «обезглавить» группу, после чего она некоторое время находится в состоянии растерянности. Попытка наказать их лидера встречает дружное сопротивление его группы и одобрение враждебной им группы, т.к. наказанный лидер – это и их злейший враг. Таким образом, преподаватель получает возможность играть на противоречиях внутри класса в процессе наведения порядка. Размах протестов и сопротивления группы зависит от размеров этой группы. Если наказанный лидер продолжает обострять конфликт против преподавателя, то его нужно вызвать на индивидуальную беседу после уроков, где он лишён поддержки своей группы и ведёт себя гораздо скромнее. Но всё-таки лучший способ поддержания дисциплины – это интересная лекция, т.к. тогда цели преподавателя и большинства клик полностью совпадают. Редко, но бывает, что в классе существует только одна большая группировка во главе с очень влиятельным лидером и вне её несколько униженных учеников. Преподавателю становится очень сложно наказать такого лидера, потому что подобная попытка превращается в войну против всего класса. В таком случае неопытные преподаватели пытаются ставить всем ученикам в классе за урок неудовлетворительные отметки. Этот приём является совершенно неэффективным. Поставить неудовлетворительную отметку всем – это означает не поставить её никому. Учащихся нужно отсортировать, одному – неудовлетворительную отметку, другому – отличную отметку. В случае бунта следует наказывать только лидеров и наглецов, которые входят в восставшую группу, а членам других групп, которые не участвовали в бунте, сделать поблажки. Кстати, лидер бунтующей группы часто стремится спрятаться за спины послушных исполнителей и уйти от ответственности. Но этого лидера можно легко выявить с помощью социометрического теста. После завершения конфликта и показательных санкций следует попробовать договориться с лидером бунтовавшей группы об условиях перемирия и даже пойти с ним на компромисс. В отношениях с лидером нужно чередовать «кнут и пряник». Без наказаний неформальный лидер воспринимает любую награду как слабость преподавателя. Неформальных лидеров следует уважать за их способности и влияние, они часто являются ключевыми фигурами в классе. Следует помнить, что пустые предупреждения и угрозы без показательных санкций на подчинённых не действуют. Если преподаватель много грозит, но не решается применить реальные наказания, то школьный, класс делает вывод, что у преподавателя наступил паралич воли.
Лидер имеет обычно сангвинический темперамент. Холерик не способен стать лидером из-за излишней конфликтности, даже с друзьями, флегматик – из-за ригидности, т.е. из-за неспособности приспособиться к новым людям или к новой обстановке окружающей среды, меланхолик – из-за излишней ранимости и слабости в конфликтах. Именно меланхолик часто оказывается третируемым и отверженным. Больше всего сил преподаватель тратит на борьбу с холериками, ибо они имеют склонность быть зачинщиками всяческих бессмысленных конфликтов и ссор из-за своей прирождённой эксцентричности. Именно их выбирает неформальный лидер на роль исполнителя срыва урока и именно им лидер даёт команду «фас».
Хоторнский эксперимент и стили руководства.
Это общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает гораздо большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса – освещённость рабочего помещения, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.
Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект. Сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление потребности ощущать себя "принадлежащим" к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к личной "судьбе" работниц в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод о наличии и большом значении наряду с формальной еще и неформальной структуры (малых групп) в бригадах. Не случайно впоследствии возникла особая доктрина "человеческих отношений", преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании значения малых групп в промышленности. Курт Левин выявил три классических стиля руководства: авторитарный, демократический, и нейтральный.
Тест на лидеров и социометрическое исследование в школьном классе.
Предварительные замечания: Исследование должен проводить сам учитель, а затем он должен дать объяснение результатов исследования школьникам. При объяснении результатов следует зашифровать фамилии школьников под номерами. Ключ к шифру учителю следует хранить в тайне. В конце лабораторной работы можно сообщить фамилии лидеров, но, ни в коем случае, нельзя сообщать фамилии отверженных, ибо нельзя их морально травмировать. Отверженным можно оказать помощь советом, но учитель не может существенно улучшить их положение, т.к. авторитет в группе создаётся только своими силами. Поэтому единственно полезный совет отверженным мальчикам, которых пытаются третировать – это заниматься силовыми видами спорта. При этом нужно давать объяснение результатов с огромным тактом, иначе в следующий раз школьники откажутся участвовать в подобных экспериментах, например, если школьник получил больше трёх отрицательных выборов, то не нужно сообщать эту информацию всему классу, а сообщить этот результат этому школьнику с глазу на глаз. Категорически запрещено сообщать этому школьнику фамилии тех одноклассников, которые дали ему отрицательный выбор, хотя школьники будут настоятельно просить учителя сообщить им эту информацию, иначе учитель рискует вызвать ожесточённые конфликты в классе. Можно сообщить все результаты исследования классному руководителю этого класса, который и без специального исследования во многом может правильно угадать социометрическую картину класса на основании многолетнего опыта наблюдений. Классному руководителю нужны результаты социометрических исследований для улаживания конфликтов в классе и при выборах актива класса, для помощи в процессе профориентации школьников. Классному руководителю рекомендуется назначить лидеров класса на ключевые посты – старосты, капитана спортивной команды, организатора вечеров отдыха, ответственного за школьную самодеятельность, руководителя редколлегии, иначе классному руководителю придётся самому организовывать все мероприятия и терять на этом много времени. Неформальным лидерам класса следует настоятельно рекомендовать профессию руководителя, а отверженных следует отговорить от выбора этой профессии.
Процедура лабораторной работы:
Учитель должен предложить каждому ученику заполнить анкету, указать фамилии трёх своих друзей из класса и трёх своих врагов из класса, причём первая фамилия – это фамилия лучшего друга или главного врага. Указывать можно не больше трёх друзей или врагов, иначе обработка результатов займёт слишком много времени.
Учитель наедине с собой должен обработать полученные данные. Он должен построить социометрическую матрицу. Социограмма — это графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический тест. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы.
Социограмма Коломинского.
http://psyfactor.org/moreno.htm——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Билет 15.. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
Определение.
Социализация – это обучение исполнению социальных ролей. Примерами ролей служат роли учащегося, учителя, лётчика, руководителя, подчинённого, солдата и тому подобное. Когда ребёнок приходит в первый класс школы, его обучают правилам поведения – не опаздывать на урок, выполнять домашнее задание, не разговаривать на уроке на посторонние темы. Если учащийся не выполняет эти требования, его наказывают. Наличие социализации позволяет обществу сохраниться. В доказательство этого положения можно привести примеры детей, которые в раннем возрасте ослепли, оглохли и не научились говорить. Они прошли ограниченный курс социализации и ведут себя подобно диким зверёнышам – хватают пищу из чужих тарелок во время обеда, начинают драться во время переодевания или купания, опрокидывают мебель. Можете представить себе, что будет, если все люди будут вести себя подобным образом?
Маугли, как пример человека полностью лишённого социализации.
Анна была незаконнорожденным ребёнком, которого мать постоянно запирала в комнате и оставляла одну. В возрасте шести лет девочка не умела даже ходить и говорить. За четыре года обучения в специальной школе до момента её смерти девочку научили играть с мячом, одеваться, кушать ложкой, но её речь была на уровне двухлетнего ребёнка. Английские миссионеры нашли в джунглях Индии девочку восьми лет от роду, Камила была брошена родителями в грудном возрасте и выросла среди волков. В детском доме она ходила без одежды и ела сырое мясо (ловила во дворе и разрывала на куски куриц), крайне враждебно относилась к людям. За восемь лет обучения в школе она выучила простейший набор слов, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, но так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени. Нельзя научить тому, что упущено в раннем детстве. Затем она умерла. Третья девочка Изабелла была незаконнорожденным ребёнком глухонемой женщины, которая общалась с дочерью на языке знаков. Девочку обнаружили в возрасте шести лет и за два года подготовки в школе сумели обучить её к нормальному поведению. По сообщениям телевидения, алкоголизм и безразличие родителей в одном из посёлков России привели к тому, что одна девочка стала жить вместе с собакой в конуре и выть на Луну по-собачьи. Так появился наш российский «Маугли». Такое положение продолжалось до тех пор, пока её родителей не лишили родительских прав и не отправили эту девочку в детский дом.
Вывод: прекращение процесса социализации может привести ребёнка к «озверению».. Инстинкты и обучение.
Многие животные действуют автоматически на основе врождённых инстинктов и не нуждаются в процессе обучения. Только высшие млекопитающие животные проходят через процесс обучения в форме игры. Человек всегда должен пройти через процесс социализации. Строительство гнезда птицами – это результат действия врождённых инстинктов или процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, учёные провели эксперимент с птицей ткачик, которая строит очень сложное гнездо из прутьев и шерсти животных. Учёные лишили строительных материалов пять поколений этих птиц, которые не могли из-за этого научить своё потомство строить гнездо, тем не менее, птицы шестого поколения построили прекрасное гнездо, идентичное образцу, характерному для вида. Необходимость обучения человека вытекает из того, что в генах людей невозможно запрограммировать слишком сложные роли, поместить столько необходимой информации – ходить на двух ногах, одеваться, кушать ложкой, заниматься ремеслом, освоить профессию и т. д.
Некоторые социологи, которых называют социобиологи, считают, что биологическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки, Например Э.О.Уилсон утверждает, что гены и гормоны влияют на наше поведение. Другие считают, что альтруизм (готовность жертвовать ради других людей) способствует сохранению вида homo sapiens, поэтому альтруизм генетически наследуется. Например, уже дельфины помогали своим раненным собратьям, птицы отвлекают внимание хищника на себя. Чтобы птенцы могли спастись. Уилсон считает, что наследственность стимулирует употребление мясной пищи, создание структур власти и охрану территории, запрещает кровосмешение, чтобы избежать повреждения генетического фонда. Точка зрения социобиологов вызвала горячие споры, но пока нет доказательств связи между генами и видами поведения.
Агенты социализации.
Ими являются отдельные люди, группы и организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли. Главные агенты социализации:
• семья,
• школа,
• детский сад.
• средства массовой информации,
• группа подростков,
• армия,
• преступная группа,
• религиозные и производственные организации и т.д.
Любая группа или организация в той или иной степени проводит социализацию новичков, но для последних пяти организаций и групп функция социализации не является главной. Социализация происходит не только в детстве, но продолжается в процессе всей жизни человека.
Среди детей из дома ребёнка, лишённых материнской ласки и социализации в семье с грудного возраста, наблюдается высокий уровень заболеваемости и смертности, агрессивности и жестокости. Во второй половине 20 века резко возросла роль телевидения на воспитание детей. Дети проводят у экрана телевидения в среднем 27,6 часов в неделю. Вредное влияние телевидения состоит в том, что оно отвлекает от чтения и общения со сверстниками, пропагандирует агрессивность. В школе внушают идеи патриотизма, учат ценить упорный труд, частную собственность, демократию и правопорядок.
Роль наказаний и полный провал в процессе социализации.
Социологические исследования показали, что родители из среднего класса поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в духе подчинения авторитету с применением телесных наказаний. В семьях католиков матери более ценят конформизм, чем в семьях протестантов. Негры-отцы более чем белые ценят конформизм. Иногда социализация терпит полный провал. Это может привести к шизофрении или истерии.
• Чрезмерное злоупотребление телесными наказаниями иногда приводит к шизофрении, когда в результате вырастает «забитый» ребёнок. Шизофрения наступает тогда, когда человек испытывает комплекс неполноценности, страх и подозрительность, упрощённое представление о реальности, неумение приспособиться к людям, он падает духом и не способен выдержать стресс, такой человек демонстрирует преувеличенные черты конформиста.
Полное исключение любых наказаний и вседозволенность в процессе воспитания иногда приводит к истерии, когда ребёнок не понимает своих обязанностей и прав окружающих людей, он кричит только о своих правах. Истерия проявляется в эксцентричности и демонстративности поведения, в необычном внешнем виде, в тяге к авантюрам, приключениям и острым ощущениям. Эти люди стремятся лидировать в компании и менять окружающих лиц. На любое ущемление их прав они отвечают взрывом раздражения и крика, сценами рыдания и битьём посуды.
Интроверты имеют склонность к шизофрении, а экстраверты – к истерии. В целом женщины на 20% чаще болеют истерией, чем мужчины. Соотношение больных истерией мужчин и женщин в детском и подростковом возрасте примерно относится как 1:2, в зрелом – 1:4,5, в позднем – 1:8.
Билет 16. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения личности.
Три вида девиантного поведения.
Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, оно приводит к изоляции от общества, лечению или наказанию нарушителя с целью убедить или заставить соблюдать общественные нормы. Таким образом, по отношению к нарушителям применяются усиленные меры социального контроля – надзор и санкции. Существует три основных вида девиантного поведения:
• аддитивное,
• преступное
• суицидное поведение
Аддитивное поведение.
Аддитивное поведение заключается в бегстве от действительности посредством приёма различных психотропных средств – алкоголя, наркотиков, токсинов, курения табака. Этот процесс сопровождается чувством удовольствия и комфорта. Употребление этих суррогатов всегда вредит здоровью. Некоторые девианты достигают повышения настроения путём азартных игр, включая спортивный тотализатор. Некоторые люди голодают, чтобы испытать чувство эйфории, или чтобы иметь красивую фигуру, но в результате могут довести себя до дистрофии или даже до голодной смерти. Девиант хочет уйти от жизненных проблем, но в результате порождает новые проблемы - проблемы со здоровьем. Алкоголизм приводит к таким болезням, как цирроз печени и психоз («белая горячка»). Курение табака приносит ощущение приятного расслабления и включается в ритуал общения с друзьями, но может привести к раку лёгких. Наркомания приводит к «ломкам», психозу или самоубийству. Наркоманы обычно живут не дольше тридцати - сорока лет. Токсикоманы вдыхают пары органических растворителей – бензина, эфира, хлороформа. Дешевизна этих средств приводит к широкому распространению токсикомании среди подростков. Увлечение азартными играми приводит к болезням сердца и повышенному давлению.
Неудачным способом борьбы с алкоголизмом было введение «сухого закона» - запрета на продажу алкоголя. «Сухой закон» был введён в США в 1920-1932 гг., в России и СССР в 1914-1925 гг., в 1985-1989 гг. Введении «сухого закона» привело к расцвету самогоноварения, дефициту сахара и дрожжей, контрабанде алкоголя из-за границы, появлению подпольной торговли алкоголем, расцвету преступного мира, широкому распространению токсикомании и наркомании, росту отравлений различными спиртосодержащими суррогатами.
Для поведения алкоголиков характерна обидчивость, комплекс неполноценности в сочетании с хвастовством, чрезмерная общительность в своём кругу, склонность ко лжи, безответственность, повторяемость поведения, склонность к зависимости от других людей, тревожность. Наличие алкоголиков в семье увеличивает шанс стать алкоголиком в четыре-пять раз. Алкоголики, которые смогли избавиться от этой пагубной привычки, часто переключаются на накопительство, сопровождающееся скаредностью, при этом неизвестно, какой порок хуже.
Антисоциальное поведение.
Оно представляет собой совершение действий, противоречащих этике и морали. Для такого поведения характерна безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Признаки такого поведения проявляются уже в детстве: отсутствие любви к родителям, ложь, жестокость к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети склонны к дракам, пропускам занятий, бродяжничеству и воровству. В совершеннолетнем возрасте у них отсутствует ответственность и чувство долга. Они ненадёжны во всех отношениях: как супруги, как родители, как работники, как деловые партнёры, как друзья. Для таких девочек в детстве характерна неусидчивость, капризность, постоянное стремление к общению, предпочтение участвовать в играх только мальчиков, носиться по улицам, поджигать почтовые ящики, разрисовывать стены, а с другой стороны – произвести хорошее впечатление, быть модной, кокетство. Они любят проводить время в группах подростков, место встречи – центральная улица, подвалы, беседки. Они находятся в постоянном конфликте с окружающими, ибо понимают только свои права и не понимают прав других людей. Они часто становятся тунеядцами или преступницами в совершеннолетнем возрасте, т.к. работать или учиться им «скучно».
Суицидное поведение.
Суицид – это самоубийство. Колебания уровня частоты самоубийств состоят в следующем. Уровень частоты самоубийств выше в развитых странах, чем в странах третьего мира. Чаще всего самоубийства происходят в весеннее время, таким образом, весна является сезоном самоубийств. Женщины совершают вдвое больше попыток самоубийств, чем мужчины, но смертельный исход у женщин наступает в четыре раза реже, чем у мужчин. Мужчины лучше готовят акт самоубийства и почти не оставляют себе шансов на спасение. Возраст самоубийц: самоубийства чаще всего происходят в возрасте 55-60 лет, а попытки самоубийств – в возрасте 30-35 лет в кризисные периоды по теории Эриксона. Среди самоубийц встречается много милиционеров, студентов и врачей. Среди сотрудников милиции 10% случаев гибели составляют самоубийства. Среди самоубийц встречается много протестантов и очень мало мусульман. Что касается национальности, то для венгров характерен самый высокий уровень самоубийств в Европе, ибо венгры – это поздние пришельцы, для которых можно назвать такую причину самоубийств, как культурное одиночество. Венгры пришли в Европу в 9 веке с Востока из загадочной страны Этельгезе, которая располагалась где-то на Урале в Башкирии или на реке Обь, язык венгров относится к финно-угорской группе народов. Условия жизни в Европе оказались во многом чуждыми для бывших кочевников. Аборигенное население Севера и метисы входят в группу риска самоубийств из-за культурного стресса.
Признаки потенциального самоубийцы:
• Разговоры на тему о самоубийстве.
• Прошлые попытки самоубийства. Существует народная мудрость, что доставать ещё живого самоубийцу из петли является бесполезной затеей, т.к. он наверняка будет повторять эти попытки самоубийства до тех пор, пока не добьётся своей цели. Многократные попытки – это «тренировка» в процессе ухода из жизни.
• Максималистические черты характера. Максималист – это человек, который хочет получить от жизни всё или ничего, он не приемлет полумер. Пример максималиста - самоубийцы представлен в романе Джека Лондона «Мартин Иден», который работал бедным матросом на корабле и мечтал стать великим писателем. Когда он добился своей цели, то почувствовал, что стремиться больше не к чему и утопился. Сам Джек Лондон тоже покончил жизнь самоубийством, поэтому Мартин Иден стал прообразом самого Джека Лондона и выразил тайные склонности этого писателя.
• Рассуждения об отсутствии смысла жизни. Лев Толстой в одном из романов писал, что когда он начинал думать о смысле жизни, то его начинало тянуть к петле.
• Сны о смерти.
• Внезапное устрашающее успокоение с оттенком обречённости и «потусторонности», когда создаётся впечатление, что человек разговаривает с вами уже с того света.
Чтобы бороться с эпидемией самоубийств среди женщин Карфагена в древности, правители этого города применили угрозу выставить на всеобщее обозрение обнажённый труп самоубийцы. В средневековой Европе конфисковывали имущество самоубийц, их тела лицом вниз таскали по улицам и закапывали на перекрёстке дорог, вбивая осиновый кол в сердце, что было связано с суеверным страхом. Существовало поверье, что душа самоубийцы возвращается в тело и такой человек становится вампиром. По нашему мнению, самоубийство есть результат слабости и капитуляции перед лицом социальных конфликтов и неразрешимых проблем.