Текущее время: 28 мар 2024, 20:24

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Билеты по культурологии. Автор - Валерий Стариков.
СообщениеДобавлено: 18 дек 2011, 14:25 
Не в сети
Наблюдатель

Зарегистрирован: 23 ноя 2010, 18:38
Сообщения: 30
Билеты по культурологии.
В эти билеты входят вопросы не только по культурологии, но и по религиоведению, этике, педагогике, истории науки, относящихся к духовной сфере развития общества. Содержание этих наук переработано мной с точки зрения собственной теории взаимосвязи между социальным конфликтом и контролем. Кроме того, в отличие от других авторов, я поставил себе цель избежать схоластики при изложении содержания культурологии.
Список билетов по культурологии:
Билет 1. Понятие слова «культура». Культура как форма контроля деятельности человека. Нравственный контроль.
Билет 2. Компоненты культуры. Символы и язык.
Билет 3. Нормы. Материальная и нематериальная культура.
Билет 4. Национальные и региональные особенности развития культуры. Язык и его диалекты.
Билет 5. Виды культур - элитарная, народная и массовая.
Билет 6. Западная и восточная культура.
Билет 7. Господствующая культура, контркультура и субкультура. Мода.
Билет 8. Виды молодёжных субкультур:
Билет 9. Культурные универсалии.
Билет 10.Этнография, как наука о первобытной культуре.
Билет 11. Сократ как основатель этики.
Билет 12. Киники: цель жизни – свобода.
Билет 13. Этические учения Аристиппа и Эпикура.
Билет 14. Главные школы и направления в древнегреческой этике.
Билет 15.Стоицизм.
Билет 16. Буддизм.
Билет 17. Теория Старикова о механизме религиозного контроля.
Билет 18. Макс Вебер о протестантской этике и духе капитализма.
Билет 19. Дискуссия о пользе религии.
Билет 20. Школьная реформа в Британии.
Билет 21. Школьная реформа в России. Рынок образовательных услуг в системе высшего образования.
Билет 22. Педагогика конфликта Старикова против утопии Макаренко.
Билет 23. Исторические этапы развития науки. Кун о научных революциях
Билет 24. Френсис Бэкон как основоположник эмпирической науки. Особенности научного знания
Билет 25. Определение и история искусства.
Билет 26. «Футурошок» в области российского кинематографа.
Билет 27. Степень профессиональной пригодности различных типов личности в области шоубизнеса.
Билет 28. Культура и цивилизация
Билет 29. Фрейдизм и теория "культурных архетипов" К.Г.Юнга
Билет 30. Национальная психология.
Билет 31. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.
Билет 32. Ценность как основа и фундамент культуры.
Билет 33. Роль технического прогресса в развитии культуры
Билет 34. Основные этапы становления человека.
Билет 35. Общение

Билет 1. Понятие слова «культура». Культура как форма контроля деятельности человека. Нравственный контроль.

Культура – это система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общая для некоторой группы людей.
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать или возделывать почву. Усвоение культуры происходит путём обучения. С помощью культуры группа контролирует поведение людей. В состав культуры входит нравственный контроль. Сущность этого вида контроля состоит в том, что группа предлагает каждому члену этой группы нормы и правила поведения. В зависимости от согласия или отказа выполнить эти моральные нормы, этот человек получает от группы моральные санкции – похвалу или брань.
По мнению Фрейда, культура частично подавляет некоторые опасные для окружающих людей инстинкты человека, например инстинкт агрессии и предписывает надлежащие время, место и способы удовлетворения потребностей и инстинктов. Например, можно проявлять неограниченную агрессию на войне с врагами или ограниченную правилами агрессию в спорте, но нельзя проявлять агрессию в семье, группе друзей или на службе. Во всех культурах осуждаются воровство, поджог или убийство соплеменника. Каждое общество производит отбор культурных форм (обычаев, норм и правил) с целью обеспечения выживания этого общества. Вызовы окружающей среды для каждого общества различны, поэтому и культуры различных обществ сильно отличаются друг от друга. Например, в Китае культивируется воспитание трудолюбия, необходимое при обработке рисовых полей. У кочевников – воинственность с целью защиты своих пастбищ и в условиях отсутствия внешних границ и уголовного права. Спартанцы и кочевники считали войну благородным занятием, а китайцы ненавидели войну.
Когда современный цивилизованный человек сталкивается с незнакомой примитивной культурой, он может испытать культурный шок. Например, представители воинственного племени яномамё из бразильских тропических лесов вооружены сегодня луком и стрелами и считают агрессию естественной, тогда как малазийские семаи живут в духе мира и сотрудничества. Хотя культуры сильно отличаются друг от друга, у всех них есть пять общих компонентов:

Билет 2. Компоненты культуры. Символы и язык.
Компоненты культуры:
• символы, которые лежат в основе всех остальных компонентов,
• язык,
• ценности и убеждения,
• нормы,
• материальная культура, включая технологию.
Символы.
Люди обозначают элементы окружающего мира символами.
Символы – это всё то, что несёт в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры.
Примеры символов: слово, рисунок на стене, гудок паровоза, школьный звонок, жест, сигнал светофора. Простое подмигивание может иметь разный смысл – заинтересованность, внимание или оскорбление. В разных странах, например, к собакам относятся по-разному: американцы их любят и балуют, масаи в Восточной Африке их игнорируют и никогда не кормят, в некоторых областях Индонезии и северных областях Китая из них готовят жаркое. В российских зонах тоже едят собак и специально для этого их откармливают. Когда американцы видят это, у них наступает культурный шок. С другой стороны, когда индус видит, что американец кушает говядину, у индуса тоже наступает культурный шок. Один и тот же символ может означать в одном и том же обществе разные смыслы, например, меховая шубка может для одних людей означать символ преуспевания и успеха, а для вторых – символ бесчеловечного обращения с животными. Поэтому иногда эти вторые идут на административный проступок – обливают шубки первых чернилами на улице, а первые считают вторых «чокнутыми».
Язык.
Язык – это средство передачи культуры с помощью символов. На родном языке невозможно разучиться говорить в том случае, если он усвоен в возрасте до восьми лет. Общий язык поддерживает сплочённость общества и сочувствие к соплеменникам. Язык – это система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом. Люди создали сотни алфавитов. Но различаются даже правила письма: на Западе люди пишут слева направо, а жители Северо-Западной Африки и Западной Азии пишут справа налево, а в Восточной Азии сверху вниз. Четыре языка, на которых говорит больше всего жителей планеты - это английский, китайский, испанский и русский языки. 5 тыс. лет назад люди изобрели письменность. В США и в наше время 10% жителей (20 млн. человек) до сих пор не умеют ни читать, ни писать. В бедных странах 1/3 мужчин и 2/3 женщин неграмотны.
Вместо слов различные животные обмениваются звуками, запахами и жестами. Учёные пытались научить шимпанзе обмениваться с человеком символами. Шимпанзе совершенно не способны имитировать человеческую речь, поэтому они пытались говорить, указывая на картинки, находившиеся на специальной клавиатуре. Один представитель шимпанзе смог освоить словарный запас в несколько сотен слов, что соответствует способностям ребёнка в возрасте 2,5 лет. Он мог отвечать на вопросы и выполнять приказы типа: «Ты возьмёшь салфетку для своей сестрёнки?» или «Положи дыню в горшочек». Он мог отвечать на вопросы, которых не слышал прежде, поэтому его ответы – это уже не результат простого механического научения.

Вывод: Но всё-таки языковые навыки шимпанзе, дельфинов и собак ограничены, они не умеют передавать эти навыки другим особям своего вида.

Билет 3. Нормы. Материальная и нематериальная культура.
Нормы.
Нормы бывают запрещающие и предписывающие. Нравы, по мнению У. Г. Самнера, - это широко наблюдаемые и имеющие огромную моральную значимость нормы. Нравы - это система табу (строгих запретов). Нравы разграничивают должное и недолжное, народные обычаи разграничивают правильное и оскорбительное. Пример народных обычаев – это осуждение человека, который не надел галстук к официальному обеду. Это осуждение может выражаться удивлением, гримасами. Но если человек придёт на обед одетым в один галстук, то это уже нарушит нравы, и этот человек будет подвергнут за это серьёзным нравственным наказаниям
Нормы делают наше общение и поведение более предсказуемым и упорядоченным. Когда люди выучивают социальные нормы, они приобретают способность оценивать своё поведение. Когда человек нарушает нормы, например, скачивает контрольную работу из Интернета, то он испытывает стыд. Стыд – это болезненное ощущение того, что другие люди не одобряют наши действия. Вина – это негативное суждение о себе. Марк Твен говорил, что люди – это единственные животные, способные краснеть, то есть испытывать чувство вины и стыда.
Материальная культура и технология.
Культура делится на материальную и нематериальную.
Нематериальная культура – это мир идей, создаваемый членами общества, от альтруизма до буддизма.
Материальная культура – это материальные ценности, созданные членами общества, от оружия до автомобилей.
Артефакты – это создания человеческих рук. Любая культура включает артефакты, например, китайцы едят не ложкой и вилкой, а палочками, японцы устилают пол не коврами, а циновками, женщины и мужчины в Индии предпочитают одеваться не в облегающие одежды по размеру, а в просторные одежды. Чужакам артефакты другой культуры могут показаться очень странными. Воинственные яномамё снабжают свои стрелы отравленными наконечниками. Американцы преклоняются перед автомобилями. Степень развития технологии влияет на все факторы культуры, например, средняя продолжительность жизни американцев – свыше 76 лет, а представителей племени яномамё – всего 40 лет. Представители этого племени охотно перенимают новую технологию – инструменты из стали и огнестрельное оружие – неплохо питаются и довольны своей жизнью. Современная западная технология сделала жизнь комфортной, позволила избавить человека от ранее неизлечимых болезней, но принесла громадные стрессы, искалечила окружающую среду и породила термоядерное оружие. В США существует общины аммитов, которые по религиозным соображениям отвергают современные технологии и живут натуральным фермерским хозяйством. Они передвигаются на конных повозках, одеваются в чёрную одежду и имеют прочные семьи. Хотя другие американцы воспринимают их как реликт прошлого.
Новые информационные технологии (компьютеры) играют всё большую роль в области культуры в современную эпоху постиндустриального общества. На заводах в индустриальном обществе производили товары, а в постиндустриальном обществе с помощью компьютеров производят информацию. Раньше героями считались реально существовавшие люди – Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, а сегодня образцами для подражания у молодёжи стали вымышленные герои крокодил Данди, покемоны, Бэтмен, кукла Барби. Эти образы не имеют отношения к реальной действительности и созданы виртуальной культурой с единственной целью – зарабатывать на их продаже деньги.

Билет 4. Национальные и региональные особенности развития культуры. Язык и его диалекты.
Этноцентризм – это стремление судить о других культурах с позиции превосходства собственной культуры.
Ксенофобия – это страх и неприязнь к другим культурам и чужим обычаям.
Каждое общество, например, западноевропейское, рассматривает свои обычаи как естественные и правильные, а обычаи других культур – как обычаи «дикарей». Например, американцы рассматривают как «дикарские» такие обычаи, как украшение носов кольцами, многожёнство, каннибализм (людоедство), употребление в пищу насекомых (например, саранчи). Миссионеры по этой причине пытались обратить «варваров» в свою веру. Американский социолог У. Г. Самнер считал, что людоедство и детоубийство имели смысл и пользу в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. Например, людоедство в Новой Гвинее позволяло отпугнуть завоевателей и миссионеров с целью сохранить свою национальную самобытность. Убийство новорождённых девочек в Индии объяснялось тем, что они мене ценны для племени по сравнению с новорождёнными мальчиками. Обычай самоубийства стариков у народов Севера (когда старик должен уйти в тундру и умереть от голода) позволял племени избавиться от бесполезных на охоте и в оленеводстве людей и сэкономить пищевые ресурсы. Эти жестокие обычаи можно объяснить суровыми условиями выживания первобытного племени. В процессе истории главные культурные ценности меняются кардинально. С точки зрения функционализма, каждый обычай имеет свою функцию и пользу, поэтому в культуре не существует бесполезных и вредных для общества обычаев.
Региональные различия проявляются, например, в наличии различных диалектов одного и того же языка в различных регионах. Разговор на другом диалекте вызывает насмешки со стороны представителей коренного населения. Например, в России украинский язык воспринимается как «клоунский» язык, на этом, например, было построено выступление клоунов Тарапуньки и Штепселя. Англичане считают, что американцы говорят на неправильном вульгарном английском языке. Кроме того, региональные группы отличаются различием жестикуляции, причёсок, стиля одежды и так далее. Русские, например, называют украинцев «хохлами» за своеобразную причёску. Украинцы, в ответ, называют русских «москалями». Язык – главный символ антагонизма между англичанами и французами, проживающими в Канаде, между англоговорящими и испаноговорящими в Калифорнии. Югославия раскололась из-за культурных различий и взаимной ненависти. В Югославии было 2 алфавита и 3 религии, жители говорили на 4 языках, существовало 5 основных национальностей и 6 республик, на Югославию оказывали влияние 7 соседних стран. На планете специалисты зарегистрировали 5 тыс. языков. Распад СССР и Югославии добавил 19 стран. В 2001 г на Земле было 192 политически независимых страны.

Билет 5. Виды культур - элитарная, народная и массовая.
Элитарная, народная и массовая культуры:
• Пример элитарной культуры – это классическая музыка и балет, изящное искусство и классическая литература. Достоинством такой культуры является высокое качество произведений. Недостатком такой культуры является наличие очень узкого круга потребителей, людей с очень высоким вкусом. Потребителями такой культуры часто являются представители элиты на стадии её вырождения, когда значительную часть этой элиты составляют психологи. В прошлом в период рождения и расцвета элиты её большинство составляли спикеры, они были заняты завоеванием вершин государственной власти и окружающих стран, поэтому основной темой искусства в то время был героизм. В период заката элиты основной темой становится трагедия, пессимистические настроения, поэзия грусти и упадка, как предчувствие скорой гибели элиты.
• Народная культура – это фольклор. Пример народной культуры – это песни, мифы, сказки, на пропаганде народной музыки и песен построена телевизионная передача «Играй гармонь любимая!».
• Массовая культура появилась вместе с изобретением средств массовой культуры – кино, радио, эстрады, телевидения, видео. Государственные границы сегодня не могут помешать быстрому распространению произведений массовой культуры по всему миру. Достоинство массовой культуры – это широкий круг потребителей. Недостаток произведений массовой культуры – это их крайне низкое качество. Яркий пример произведения массовой культуры – это телевизионные сериалы, которые являются результатом дешёвого поточного производства. Если хороший художественный фильм снимают за один год и более на дорогой киноплёнке, то одну серию в сериале снимают за 1 - 2 дня на дешёвый видеодиск.

Билет 6. Западная и восточная культура.
Западная и восточная (азиатская) культуры во многом являются противоположностями. Американская культура является ярким примером западной культуры. Роберт Уильямс назвал главные американские ценности.
Виды отличий:
1. Отношение к науке и прогрессу.
Западная - Уважение к науке и прогрессу. Американцы – это оптимисты, которые верят, вопреки ностальгии по прошлому, что будущее лучше прошлого. От науки и технологии они ждут решения проблем и улучшения своей жизни. Они ценят практику больше теории, а практическое действие больше несбыточной мечты. Родители говорят своим детям: «Главное – это то, что поможет тебе получить работу». Они считают себя рациональными людьми, которые мало значения придают эмоциям и интуиции как источникам познания.
Игнорирование науки и прогресса, уважение к традициям. Азиаты мечтают вернуться в прошлое, назад в «золотой век». Они верят в псевдонаучные утопии. Они обладают отсталыми технологиями. Для них чувства и интуиция – это главный источник познания.
2. Отношение к природе.
Западная - Овладение природой. Природа – это мастерская и человек в ней работник.
Восточная - Преклонение перед силами природы, их обожествление.
3. Отношение к религии.
Западная - Атеизм или протестантизм, как религия, выгодная для бизнеса, когда «сундук честно заработанного золота – это пропуск в рай», «полезная вещь лучше абстрактных и благих идей».
Восточная - Крайний мистицизм, высокая духовность. Религиозный фанатизм. Вера в судьбу, которая делает бессмысленной всякую активность человека.
4. Отношение к труду
Западная - Готовность упорно трудиться ради осуществления американской мечты – «из хижины – в президентский дворец», ради достижений в карьере. Уважение к предпринимательской активности и предприимчивости. Американец никогда не падает духом в случае неудач и в любой момент готов начать всё с нуля. Американец стремится работать быстро и качественно. В США ценятся не созерцание и пассивное принятие своей судьбы, а умение поставить цель и выполнить задуманное до конца.
Восточная - Лень и низкая степень трудолюбия индусов и арабов. Исключением является трудолюбие китайцев, корейцев и японцев. Уважение к созерцательности и непонимание смысла что-то предпринимать. Склонность к пассивности и слепому подчинению начальникам. Пассивная вера в судьбу.
5. На кого опирается человек?
Западная - Опора только на себя, стремление к личному успеху, к личному обогащению и процветанию, стремление делать личную карьеру, даже эгоизм. В Америке эти люди не стремятся жить в своём национальном районе города.
Восточная - Опора на коллектив, на общину, на родственников, земляков и соплеменников. В Америке эти люди создают свой национальный район в каждом городе – свой «чайнатаун». Стремление заработать деньги для своих родственников, в организации эти люди стремятся взять на работу своих родственников и создать родственный или национальный клан.
6 Отношение к политическим ценностям.
Западная - Американцы ценят политические свободы и демократию. Для них индивидуальная инициатива главнее коллективного конформизма. Права индивида не должны попираться правительством. Политическая система должна быть основана на свободных выборах. Американцы имеют склонность к расизму. Они ставят мужчину выше женщины, белого выше цветных, выходцев из Англии выше остальных, богатых выше бедных, хотя на словах они любят говорить о себе как о нации равных.
Восточная - Тирания, касты и рабство – это азиатские изобретения. Здесь правители стремятся стать тиранами, а подданные – подчиняться им беспрекословно. Тираном можно стать не путём выборов, а только путём захвата власти. Азиаты ценят коллективный конформизм. Индивид должен подчиняться коллективу.
7.Отношение к карьере.
Западная - Отстаивание равных возможностей как запрет любых привилегий. Человек должен стремиться к достижениям и успеху. Американский образ жизни побуждает к соревнованию, благодаря победе в котором человек должен получить вознаграждение, соответствующее его персональным заслугам. Успех в США состоит в том, чтобы делать деньги и получать удовольствие от купленных на эти деньги товаров и жить с комфортом.
Восточная - При кастовом строе карьеру делать невозможно в принципе. Человек должен знать своё место и не стремиться делать карьеру, участвовать в соревновании. Воспевание аскетизма и экономического равенства. Стремление к духовным ценностям, вместо материальных.
Выводы:
• Главная причина таких различий в том, что среди жителей восточных стран преобладают психологи, а среди западных стран – спикеры и техники.
• Вторая причина состоит в том, что на Востоке преобладало поливное земледелие, это требовало коллективных усилий при строительстве ирригационных систем, это породило «рисовую» культуру, когда выжить можно было только в общине, в коллективе. На Западе никогда не было поливного земледелия и преобладало фермерское хозяйство или соседская община, где семья опиралась в труде только на свои силы.
• Россия – это переходная страна между Западом и Востоком, но сегодня она должна усваивать западные ценности, так как за последние столетия Запад показал своё преимущество в соревновании с Востоком, многие восточные страны даже были колониями западных стран.

Билет 7. Господствующая культура, контркультура и субкультура. Мода.
• Контркультура – это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры. Например, с точки зрения господствующей культуры, воровать – это стыдно, а честно работать и хорошо зарабатывать – почётно. У преступников – всё наоборот: воровать – это почётно, это «круто», а работать – это стыдно. Примеры контркультур: преступная и богема. Богема – это культура артистов и художников. Нормы богемы позволяют артистам пьянство, наркотики и распутный образ жизни.
• Субкультура – это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры. Примеры субкультур – молодёжь, которая любит рэп, американцы польского происхождения, янки Новой Англии, ковбои Колорадо, джазовые музыканты, компьютерные фанаты, любители экстремального туризма. Субкультуры служат источником не только радостного многообразия, но и напряжения, а то и откровенного насилия. США – это «плавильный тигль», где многие национальности слились в одну американскую культуру. Субкультурой может быть культура низов, которая имеет меньшее значение, чем господствующая культура элиты (культура английских иммигрантов в США). Национальные культуры в США выстроились в иерархию. «Переплавка» превратилась в принятие английского образа жизни, в частности, в обучение английскому языку и образу жизни. Это есть европоцентризм. Но 45 млн. человек в США (1/6 часть) дома разговаривают на других языках (испанском, итальянском, немецком и так далее).
Примеры субкультур:
• Молодёжная субкультура.
• Субкультура афроамериканцев в Америке. В отличие от белых афроамериканцы афроамериканцы не считают зазорным жить на пособие по безработице. Афроамериканская субкультура является очень музыкальной, афроамериканцы любят петь и танцевать, все музыкальные стили в Америке были рождены внутри афроамериканской субкультуры – блюз, рэп и так далее.
• Городская и сельская субкультуры.
Мода.
Основные положения теории моды сформулировал Георг Зиммель. Годы его жизни: 1858-1918. Он родился в Германии. Происходил из еврейской семьи, принявшей христианство. Еврейское происхождение и демонстративное несоблюдение христианских обрядов мешали получению им профессорского звания. Только в 1911 г. он получил звание экстраординарного профессора в Страстбургском университете, а в 1914 г. — ординарного профессора.
По его мнению, модные вещи – это опознавательные знаки, указывающие на принадлежность к элите. Мода – это стремление низов подражать элите. Моды не существовало в первобытном обществе, так как степень неравенства между людьми, степень разделения людей на элиту и массу в первобытном обществе была невысокой. В кастовом и сословном обществе мода не менялась столетиями, так как масса по закону не имела права подражать элите. В Средние века в западной Европе только представители элиты – дворяне и священники – имели право носить модные вещи. Представителям низших сословий это было запрещено по закону. Модными вещами в то время были драгоценности и меха. Купцы имели деньги для приобретения этих вещей, но не имели права их носить и не хотели провоцировать дворян на ограбление себя. Кстати, главным поставщиком мехов в Западную Европу была Россия, которая богатела на торговле этим модным товаром. В Новое Время были отменены правовые запреты на ношение любой одежды, возросла скорость вертикальной мобильности и исчезла потомственная аристократия. При капитализме масса стала стремиться подражать элите и носить модные вещи с целью походить на представителей элиты хотя бы внешне. Поэтому сегодня элита вынуждена постоянно выдумывать новую моду, чтобы выделяться из общей массы. Масса настолько измучила элиту в этом смысле, что элита вынуждена иногда даже иногда повторять моду на некоторые вещи через некоторые промежуток времени. Примеры повторов моды – это толстая подошва – «платформа», кожаный плащ, парик. Примеры модных вещей и деталей внешнего облика из недавнего прошлого: брюки-«клёш», очень узкие брюки («макароны»), тёмные очки, борода, бритая голова «под крутого парня», татуировки, пирсинг, мини-юбка, туфли на «шпильках», автомобиль «Мерседес», мобильный телефон, шорты. Особенно пристально следят за модой представители молодёжной субкультуры и молодые женщины.

Билет 8. Виды молодёжных субкультур:
• Байкеры. Байкерство берет свое начало с 1949 года, когда бывшие летчики ВВС США создали первый мотоклуб. Мотоцикл - это лишь тот материальный аспект, который их связывает, и не больше. Умение постоять за себя – это более всего ценится у байкеров. Скорость - это средство для вызывания адреналина. В мотоклубах не существует выборов как таковых, а строй, присущий мотоклубам, можно смело охарактеризовать лишь одним словом – Монархия.
• Панки (от англ. punk — отбросы, подонки) — контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-рок) и свободе, Внешний вид панков: Причёска панка — ирокез. Аксессуары - цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами, кожаная куртка.
• Скинхеды. Как ни парадоксально, но люмпенскую субкультуру «бритоголовых» (скинхедс) было принято считать изначально расистской, даже «фашистской», но это не совсем так. Появились они в Англии, и произошло это в середине шестидесятых годов прошлого века в портовых районах городов. Юные обитатели дна больших городов, докеры, заводские рабочие, грузчики, низы из низов заявили о себе. Скины стали одеваться следующим образом - высокие тяжелые ботинки, рабочая обувь строителей и грузчиков, со стальной вставкой в носке. Есть общая нашивка или татуировка для всех скинов - распятый на кресте скинхед, оно обозначает верность скинхедским принципам. Музыка - тяжелый рок. Скинхеды часто бывают футбольными хулиганами. Некоторые скинхеды считают себя солдатами четвёртого рейха, а другие скинхеды считают себя антирасистами.
• Рэперы или «хип-хоп» как культурный феномен уличного искусства. Рэперы используют настенные росписи - граффити» («Graffity» — «нацарапанные»), танец «брейк-данс» («break dance») и музыкальный стиль «рэп» («rap»), то есть ритмичный речитатив. Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США, в городском районе Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп зародился под влиянием выходцев с Ямайки. Они организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Исполнители рифмы подбадривали публику, то есть «заводили толпу», так как музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Это были уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив. В то время многие клубы были закрыты для посещения афроамериканцами, так как в США в то время процветал бытовой расизм. Между танцами и танцевальными соревнованиями рэперы ездили на роликах, наносили граффити на стены зданий и вагоны метро.
• Хиппи. Стиль «хиппи» возник в конце 60-х. Тогда его высокопарно именовали то «Власть Цветов», то «Лето Любви». Слово «хиппи» стало ярлыком, приклеенным прессой ко «всем этим длинноволосым». Примечательно, что сами они называли себя «freaks», то есть «чудаки». Их опознавательные знаки - джинсы-клеш, недорогая бандана. Следом пришел символ женской свободы – мини-юбка и полупрозрачная блузка на голой груди, все это привело к сексуальной революции. Дети цветов должны пахнуть цветочными ароматами, которые скрывали запах марихуаны. Пляжи нудистов, загорание и купание обнаженным – все это появлялось благодаря хиппи. Нудизм ставит нас ближе к природе, позволяет расслабиться и наслаждаться красотой человеческого тела. Нормы хиппи позволяют своим представитям ходить обнажёнными и с длинными волосами, как Маугли, как дитя природы, употреблять наркотики и вести распутный образ жизни. Всё это показано в фильме «Пляж».

Билет 9. Культурные универсалии.
Нет числа различиям между культурами. Представители разных культур говорят на разных языках. Но существуют общие черты, свойственные всем культурам – культурные универсалии. В чём причина их существования? Клакхон считал, что наличие этих универсалий можно объяснить с помощью биологических причин, например, с помощью наличия двух полов, беспомощности младенцев, потребности в пище и так далее. По моему мнению, эти обычаи являются изобретением эпохи первобытного общества, а почти все народы уже переступили эту ступень и унаследовали культурные изобретения этой эпохи, таким образом, существование культурных универсалий я объясняю с помощью социальных причин. Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (Смотрите в приложении)
Список культурных универсалий:
1), спорт, 2), украшения тела, 3), совместный труд, 4), танцы, 5), образование, 6), похоронные ритуалы, 7), обычай дарить подарки, 8), гостеприимство, 9), запрет кровосмешения, 10), язык, 11), религиозные обряды, 12), изготовление орудий труда, 13), попытки влиять на погоду,14), календарь, 15), соблюдение чистоты, 16), община, 17), приготовление пищи, 18), кооперация труда, 19), космология, 20), ухаживания, 21), декоративное искусство, 22), гадания, 23), разделение труда, 24), толкование сновидений, 25), учение о конце света, 26), этика, 27), этикет, как правила поведения, 28), вера в чудесные исцеления, 29), семья, 30), праздники, 31), добывание огня, 32), фольклор, 33), табу на некоторые виды пищи, 34), игры, 35), жестикулирование, 36), правительство, 37), приветствие, 38), причёска, 39), домохозяйство, 40), гигиена, 41), права наследования, 42), родственные группы, 43), номенклатура родственников, 44), обычай, 45), суеверия, 46), магия, 47), брак, 48), время принятия пищи - завтрак, обед и ужин, 49), акушерство и медицина, 50), благопристойность, 51), траур, 52), музыка, 53), мифология, 54), число, 55), карательные санкции, 56), личное имя, 57), право собственности, 58), статусная дифференциация, 59), хирургия, 60), натуральный обмен товарами, 61), хождение в гости и так далее.

Билет 10.Этнография, как наука о первобытной культуре.
Главная мысль функционализма: каждая организация, каждый обычай, идея или верования имеют свою функцию в обществе.
Малиновский и Радклифф-Браун были антропологами и доказывали это положение на примере обычаев, обнаруженных ими в примитивных обществах Меланезии и Адаманских островов. Социальные явления, которые не имеют своей функции, например конфликты, являются дисфункцией и должны исчезнуть. Разделения труда между людьми в обществе не было в первобытном обществе, где люди были похожи друг на друга..
Результаты их исследований
Онжи - это пигмеи, оказавшиеся на Андаманских островах Бенгальского залива, расположенных в двухстах километрах от Индии. Онжи - охотники, рыбаки, собиратели меда и фруктов. Это племя так и не научилось добывать огонь, поэтому оно старательно поддерживает его в костерках, боясь, что пламя потухнет. Индия долгое время была английской колонией. Для непокорных индусов англичане создали на Андаманских островах каторгу. Это была катастрофа для аборигенов. Практически на всех островах архипелага появился сифилис. Местное население стало вымирать. К концу XX века Онжи осталось не больше сотни. Андаманские острова до сих пор - девственный рай. Здесь почти нет туристов и другой любопытствующей публики. Долгое время присутствие на островах архипелага воинственных племен делало его естественным заповедником. Правда, совсем недавно индийские власти приоткрыли двери для предпринимателей: началась вырубка лесного богатства островов, и появились первые признаки туристического бизнеса. Климат в этих местах теплый и влажный, с температурой воздуха около 30°. Ну, чем не курорт! Аборигены же, по сути дела, живут в резервации. Аборигены ходят совершенно голыми, если не считать узкой кожаной набедренной повязки. Рост аборигенов – около 1,5 метра. Онжи даже не занимаются земледелием, предпочитая питаться лишь тем, что дает им природа: ягоды, фрукты, рыба, дичь, мясо диких кабанов. Время для них разделяется на две категории - сезон дождей и сезон без дождей. Онжи живут в хижинах на сваях, крытых пальмовыми листьями. На стенах хижин висят плетеные корзины, предназначенные для охотничьих и рыболовных трофеев, а также фруктов. Женщины пекут лепешки, которые онжи едят с похлебкой из съедобных корней и луковиц, приправленной моллюсками и яйцами черепах. Для мужчин нет ничего притягательнее пилы или ножа. Но как все-таки оказались онжи в этих местах? В 1907 году британский исследователь Альфред Радклифф-Браун привез с Андаманских островов 70 образцов волос живших там негров. 92 года спустя молодой ученый Эрика Нагельберг выделила из них ДНК. Результат подтвердил морфологическую близость волос к пигмеям Южной Африки. Пришли же они сюда... по суше. Когда-то уровень океана был ниже, на месте нынешнего Бискайского залива находился материк. Для охоты аборигены применяют двухметровые деревянные копья с металлическими наконечниками, которые используются также как гарпуны или остроги для рыбалки с катамарана. На диких свиней мужчины ставят ловушки - обыкновенные ямы, тщательно замаскированные сверху. Катамараны онжи, сделанные из двух выдолбленных стволов деревьев, соединенных между собой двумя деревянными поперечинами, могут выдержать и самый настоящий шторм в Индийском океане. Женщины курят трубки, сделанные из клешней крабов, набитые сухими пальмовыми листьями.

Билет 11. Сократ как основатель этики.
Биография Сократа.
Он жил в Древней Греции, в Афинах. Годы его жизни: 469-399 до н. э. Его отец был беден и работал скульптором или каменотёсом. Поэтому Сократ был сторонником демократии. Сократ имел некрасивую «непородистую» внешность, большой живот и курносый нос. По типу личности он был психологом, как и все создатели этических учений – Антисфен, Диоген, Аристипп и Будда. Он не умел зарабатывать деньги на жизнь, поэтому жена на него часто ворчала, но он относился к этому безразлично, как к вечному скрипу колёс. Он не брал платы с учеников за свои лекции, поэтому у него было много учеников - Платон, Антисфен, Аристипп и другие. Он любил ходить по мастерским и рынкам, всех расспрашивать о том, что у них плохого или хорошего в доме случилось, и всех учить тому, как нужно жить, по принципу: если не умеешь жить сам, то нужно учить других. На рынке он говорил о том, что видит здесь много вещей, без которых можно обойтись. За нравоучения его часто колотили и пинали, но он не обижался, так как, по его словам, глупо обижаться на ослов. Он занимался физическими упражнениями, вёл простой, здоровый образ жизни и имел хорошее здоровье. Он участвовал в двух неудачных походах Афин против Спарты, где при отступлении показал себя как стойкий боец.
Смерть Сократа.
Многие философы сравнивали его героическую смерть со смертью Иисуса Христа. Некоторые люди завидовали его мудрости, поэтому, однажды они обвинили его в том, что он не чтит богов и неправильно воспитывает молодёжь. Народный суд приговорил его по этому обвинению к казни. На суде он вел себя дерзко и просил вместо казни приговорить его к участию в обеде за их счёт. Почти все его ученики ходили к нему в тюрьму и уговаривали его совершить побег из города, но он отказался, так как был уже слишком стар для побегов, ему уже было 70 лет. К тому же он верил в загробный мир, где можно будет беседовать с душами мудрых людей, В конце концов, Сократ сказал ученикам прощальную речь, а затем выпил яд. За Сократа отомстил его ученик Антисфен, который указал приезжим юношам, привлечённым славою Сократа, на обвинителей Сократа и сказал, что они превзошли Сократа в мудрости. Это вызвало такое возмущение жителей города, что один обвинитель Сократа был казнён, а другой – изгнан из города.
Идеи Сократа.
Он был силён в риторике (науке о красноречии), этому искусству он научил своего лучшего ученика Платона, который по этой причине писал свои произведения в форме диалогов, а ученик Платона Аристотель обобщил это искусство и создал формальную логику, как образец античной мудрости. Сократ первый понял, что физическая философия простых людей не интересует, поэтому он создал новую отрасль философии – этику, как науку о нравах и добродетели, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Вопрос: Почему люди поступают плохо?
Ответ Сократа: Потому, что людям не объяснили, что это плохо, что так делать нельзя.
Правильный ответ, который сформулировал Аристотель: Сократ оказался не прав, так как преступники и вспыльчивые люди знают, что так делать нельзя, но они это делают вопреки объяснениям. Вспыльчивые люди поступают плохо потому¸ что не могут сдержать своих эмоций. А преступники потому совершают свои преступления, что их воспитывали в преступной группе, где внушили, что совершать преступления – это хорошо, это «круто», они находились под воздействием преступной контркультуры, или просто преступник родился вором.

Цель жизни, по мнению Сократа - это нравственное самосовершенствование. После его смерти разгорелся спор между его учениками и последователями о смысле и цели в жизни, который не утихает до сих пор. Его ученики – Антисфен и Аристипп – противоположным образом отвечали на вопрос о смысле жизни.

Билет 12. Киники: цель жизни – свобода.
Основной замысел киников – сделать себя свободными.
Киники – это презрительное прозвище представителей философской школы учеников Антисфена, которое переводится как «собаки». Это прозвище они получили за презренный образ жизни. Главная мысль киников: чтобы стать свободным и счастливым, нужно свести свои потребности до минимального уровня. Примером жизни для Диогена была жизнь мыши, которая не нуждается в подстилке, не пугается темноты и не ищет мнимых наслаждений.
Биография и основные мысли Антисфена.
Его годы жизни приблизительно 435-370 гг. до н. э. Киники были остроумными людьми, поэтому многие их изречения носят анекдотический характер. На вопрос, какую женщину нужно брать в жёны – красивую или некрасивую, Антисфен ответил: «Красивая будет общим достоянием, а некрасивая – твоим наказанием». На вопрос, какая наука самая необходимая, он ответил: «Наука забывать ненужное». Один юноша обещал наградить Антисфена тогда, когда прибудет его корабль с солёной рыбой. Антисфен взял этого юношу на рынок, забрал у торговки мешок хлеба и пошёл прочь, а когда та стала ему вдогонку требовать деньги, то он указал на этого юношу и сказал: «Вот этот юноша заплатит тебе, когда прибудет его корабль с солёной рыбой». Умер Антисфен от чахотки (туберкулёза), а чахотка часто является результатом плохого питания и жизни в сыром помещении, по-видимому, такова плата за свободу в его понимании. Можно сделать вывод, что Антисфен погиб за идею. Когда тяжело больной он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», то его ученик Диоген Синопский показал кинжал и произнёс: «Вот кто». «Я сказал от страданий, а не от жизни», - возразил Антисфен. Он всё-таки больше ограничивался простыми призывами к простому образу жизни, но его ученик Диоген Синопский стал образцом кинической мудрости и воплотил эти советы в жизнь.
Биография и основные мысли Диогена Синопского.
Он свёл до минимума свои потребности, фактически он был идейным бомжем и тренированным попрошайкой. Он был родом из города Синоп и в Афинах считался инородцем. В Афинах он не имел собственного дома, поэтому он решил жить в глиняной бочке, по другим сведениям, в большом кувшине для хранения вина или зерна как Джин. Он закалял свой организм холодом и жарой, так как в бочке не может быть отопления, а зимой в Греции температура воздуха часто опускается ниже 0 градусов по Цельсию. С этой целью зимой он иногда прижимался к припорошенным снегом бронзовым статуям, а летом - загорал на раскалённом песке. Он питался отбросами с рынка и просил милостыню. Однажды его спросили: «Зачем ты просишь милостыню у бронзовой статуи?». Он ответил: «Чтобы приучить себя к отказам». Такие тренировки были у этого нищенствующего философа. Он даже пытался кушать сырое мясо, но не смог его переварить. Он спал на своём плаще и повсюду носил суму, чтобы хранять в ней пищу. Всякое место ему было пригодно для еды, для сна и для беседы. Ко всем людям он относился с язвительным презрением. Один богач привёл его в гости и не разрешил плевать на ковер, тогда Диоген плюнул ему в лицо и сказал, что не нашёл места хуже. Платон сказал, что Диоген – это безумствующий Сократ. Диоген ответил, что Платон отличается не красноречием, а пусторечием. Когда Александр Македонский подошёл к гревшемуся на Солнце Диогену и сказал: «Я – Великий Александр, ты можешь просить всё, что хочешь», то гордый Диоген пожелал: «Отойди и не загораживай мне Солнце». Позднее Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то я хотел бы быть Диогеном». Диоген не хотел участвовать в неизбежной в обществе борьбе за власть и богатство, Он говорил, что люди соревнуются в том, кто кого столкнёт пинком в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым.
Вывод: Если человек не хочет участвовать в борьбе за власть и богатство под предлогом сохранить личную свободу, то он заранее обрекает себя на жалкое и нищенское существование. Поэтому большинство людей вынуждены участвовать в конфликтах, бороться за власть и богатство, быть контролёром или объектом контроля.

Билет 13. Этические учения Аристиппа и Эпикура.
Аристипп: телесные наслаждения как цель жизни.
Биография Аристиппа.
Он был родом из города Кирены, греческого полиса на африканском побережье в Ливии. Годы его жизни: 435-355 гг. до н.э. Он, фактически, был идейным лакеем. Он умел приспосабливаться к любому человеку, играя свою роль в соответствии с обстановкой. Он жил при дворце тирана Дионисия в Сиракузах, за это Диоген называл его «царским псом». Это был тот самый тиран, который продал Платона в рабство. Аристипп искал всех доступных ему наслаждений.
Изречения Аристиппа.
Часто тиран плевал в него, а Аристипп терпел эти издевательства. Над ним стали смеяться, а он сказал: «Рыбаки терпят брызги моря ради мелкой рыбёшки, а я хочу поймать золотую рыбку». Однажды Аристипп ползал на коленях перед тираном, над Аристиппом стали смеяться, а он воскликнул: «Как быть, если у Дионисия уши растут из ног!». Однажды Аристипп просил у тирана денег, а Дионисий заметил: «Ты говорил раньше, что мудрец вроде бы не ведает нужды». Аристипп перебил его: «Дай денег, а затем мы разберём этот вопрос». Тиран дал ему денег, тогда Аристипп ему сказал: «Вот видишь, теперь мудрец не ведает нужды». Одним словом, красиво жить не запретишь. Однажды состоялся спор между Диогеном и Аристиппом. Аристипп проходил по площади мимо Диогена, который как обычно чистил овощи, подобранные на рынке, себе на обед. Насмехаясь, Диоген сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе бы не пришлось прислуживать тирану». Аристипп ответил: «А если бы ты умел ладить с людьми, то тебе бы не пришлось чистить овощи».
Эпикур: цель жизни - это покой и удовлетворение элементарных потребностей.
Биография Эпикура.
Годы его жизни :341–270 гг. до н.э. В 306 г. до н.э. он приехал в Афины и основывал школу, получившую название "Сад Эпикура", отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада». Над входом в Сад висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Эпикур имел слабое здоровье. Он только на словах призывал к наслаждениям, а на самом деле питался, в основном, хлебом и водой, а сыр и вино считал редко доступной роскошью. Эпикур призывал человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет», - утверждал философ. Философ скончался от камня в почках. Умер он следующим образом: он лёг в медную ванну с горячей водой, попросил неразбавленного вина, выпил, пожелал друзьям не забывать его идеи и затем скончался. Ему удалось даже умереть с блаженством в соответствии со своими принципами.
Идеи Эпикура.
Из произведений Эпикура до нас дошла книга его изречений "Главные мысли". Эпикур фактически отказался от идеи богов, как родоначальников мироздания. По его мнению, боги живут в межмировом пространстве, никак не влияя на судьбы людей. Впоследствии, за эти слова Эпикур неоднократно обвинялся в атеизме, а после того как в Европе основной религией стало христианство, произведения Эпикура долгое время были запрещены к публикации. Главное место в учении Эпикура занимало этическое учение. Эпикур создал своеобразное учение о наслаждении, как цели жизни. Наслаждение состоит в сохранении душевного покоя, удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к достижению душевного спокойствия ("атараксия"), а затем и к счастью ("эвдемония"). Впоследствии, в обыденном сознании философия Эпикура получила сильно упрощенное толкование — эпикуреец это тот, кто стремится познать все радости жизни, не останавливаясь ни перед чем, ради получения телесных наслаждений. Однако такое понимание эпикуреизма не имеет ничего общего с идеями Эпикура. Настоящее наслаждение, по Эпикуру, — это "отсутствие телесного страдания". Эпикур настаивал на удовлетворение только естественных и необходимых потребностей, которые связаны с сохранением жизни. По большому счету, философию Эпикура можно признать аскетической, ибо он настаивал на удовлетворении только минимальных потребностей.
Обретению полного счастья человеку мешают страхи, которые необходимо преодолевать. Преодоление страха перед Богами заключалось в признании того факта, что боги сами пребывают в постоянном блаженстве и не собираются никаким образом вмешиваться в жизнь людей. Эпикур утверждал бессмысленность страха перед смертью, ибо не существует никакой загробной жизни, сама человеческая душа, будучи материальной, смертна так же как и тело, а значит ни к чему мучить себя мыслями о том, что будет после смерти. Эпикур высоко ценил радости частной жизни и дружбы, он призывал к сознательному отказу от жизни общественной. Девизом эпикурейцев стали слова: "Проживи незаметно!". Самым знаменитым эпикурейцем стал римский философ Тит Лукреций Кар, который в своем поэтическом произведении "О природе вещей" донес до нас многие мысли Эпикура.

Билет 14. Главные школы и направления в древнегреческой этике:
Аскетизм (от греческого «упражняюсь»), как предельное ограничение своих потребностей. Аскетами были киники.
Гедонизм (от греческого «наслаждение»), как стремление к телесным наслаждениям. Сторонниками гедонизма были киренаики, то есть ученики Аристиппа из города Кирены.
Эвдемонизм (от греческого «счастье»), как стремление к счастью. Сторонниками эвдемонизма были эпикурейцы.
Вывод: обычный человек должен стремиться иметь немного свободы и немного телесных наслаждений, но при этом не должен унижаться как Аристипп и не нищенствовать как Диоген. Не нужно стремиться к этим крайностям. Поэтому ближе всех к истине о цели в жизни был Эпикур, но меня не устраивает его пассивность в жизни и аскетизм. Человек должен бороться с другими людьми и побеждать в борьбе за богатство, престиж и власть. Наше общество построено на конфликтах и контроле, где «выживает сильнейший», и от этого факта нельзя спрятаться в «Саде Эпикура».

Билет 15.Стоицизм.
Стоицизм — философская школа, возникшая в Древней Греции и сохранившая влияние вплоть до конца существования Римской империи. Школа получила свое название от знаменитого портика на холме в Афинах, Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), расписанного сценами из троянской войны, Марафонской битвы и битвы с амазонками. Основателем школы считается Зенон из города Кития с острова Кипр, который проводил свои занятия под сводами этого портика.
Биография Зенона Китийского.
Его годы жизни: 336 — 264 гг. до н.э. У него была кривая шея, а сам он был высоким и худым, за что его прозвали «египетской лозой». Попав в Афины, он основал свою школу. Многолюдства он избегал и даже на скамье сидел с краю, чтобы не иметь соседей хотя бы с одной стороны. На прогулках его сопровождали два-три человека, не более. Иной раз он даже собирал медяки с учеников на лекции, чтобы они не толпились вокруг него хотя бы из скупости. Одному болтуну он сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы больше слушать и меньше говорить».
Люций Анней Сенека. Биография.
Годы его жизни: ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э. Сенека написал книгу «О стойкости философа». Сенека был очень болезненным, он говорил даже, что хотел покончить жизнь самоубийством, до того ему надоело хворать. Сенека стал воспитателем будущего императора и тирана Нерона. Философ преподавал будущему тирану риторику (науку о красноречии) и философию. По приказу жены Агрипины император Клавдий был отравлен и новым императором стал его сын Нерон. Юный император был совершенно лишен дара красноречия и был вынужден обращаться к услугам Сенеки для составления своих речей. Эти услуги оплачивались так щедро, что состояние Сенеки за короткое время достигло колоссальных размеров. Скоро, впрочем, все переменилось. Дикие страсти Нерона стали проявляться во всем своем безобразии. Нерон скучал в обществе своей жены и попал под влияние известной красавицы Поппеи Сабины. Её советы побудили Нерона к решению убить свою мать Агриппину. После убийства Агриппины Сенека просил уволить его, причем все свое имущество он возвращал императору. В это время жестокость Нерона достигла уже высших пределов. По приказу Нерона каждый день убивали знатных римских граждан. Сенека, наконец, добился отставки. Император сначала хотел отделаться от опасного свидетеля своих преступлений с помощью яда, но Сенека ограничил свой рацион овощами и чистой водой из опасения отравы. В 65 году друг Нерона сенатор Гай Пизон составил неудачный заговор против Нерона, Это повод позволил Нерону приговорить Сенеку к смерти. Получив известие о приговоре, философ стал утешать друзей и уговаривать их не плакать. Затем Сенека вскрыл себе вены и поучал до последней минуты. Вывод: Сенека – это отличный пример человека и философа , на которого то и дело сыпались удары судьбы, но он, как мог, сохранял спокойствие с помощью стоической философии.
Марк Аврелий (полное имя - Марк Анний Катилий Север).
Это был римский император. Годы его жизни: 121 — 180 гг. н.э. Он является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний античный стоик. После смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и получил прекрасное образование, изучал философию и живопись. По совету учителя и под влиянием усвоенных им философских воззрений будущий император начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой. В 161 году скончался император Антонин Пий, и началось совместное правление Марка Аврелия со сводным братом Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк правил единолично. Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях. Всё его правление сопровождалось чередой военных конфликтов и восстаниями претендентов на императорский престол, германские племена продолжали тревожить границы империи. Римскую империю потрясали стихийные бедствия: эпидемии чумы, голод, наводнения и землетрясения. На пустующие земли к северу от Дуная римляне стали приглашать на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи. Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем. В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы, а император скончался от этой болезни. После смерти Марк был официально обожествлен. Марка Антония называют философом на троне.
Этика стоиков.
Ход мировых событий не зависит от воли человека. Как сказал Сенека: «Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня». Внешняя свобода человека состоит лишь в сотрудничестве с судьбой. Сенека говорит: «Кто согласен, того судьба ведёт за руку, кто не согласен, того она тащит за шиворот». Главная мысль стоиков: Когда рушилась Римская империя и на человека сыпались удары судьбы, он должен был не впадать в отчаяние, но должен сохранять внутреннее спокойствие, так как никто не мог предотвратить этих катаклизмов истории. Счастье достижимо лишь в том случае, если покой души не нарушает никакой аффект (чувство или желание). Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов. Различаются четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать. Достигнутая гармония — это и есть счастье. Вывод: Я согласен, что нужно сохранять спокойствие и не впадать в истерику во время поражений, но ещё лучше просто уметь побеждать в ходе конфликта. Иначе сохранение спокойствия в ходе поражения может быть воспринято окружающими как хорошая мина при плохой игре.

Билет 16. Буддизм.
Биография Будды.
Годы его жизни: примерно 563 - 483 до н. э. Будда родился в г. Лумбини в Непале. Отец Будды был царём, и Будде была предначертана жизнь в роскоши. В ходе празднования рождения Будды один провидец объявил, что этот младенец станет или великим царём, или великим пророком. Чтобы сделать Будду великим царём, его отец оградил сына от религиозного обучения и знания человеческого страдания. Когда Будде исполнилось 16 лет, отец женил его, и жена родила ему сына. Хотя Будда жил в роскоши, он оставался внутренне не удовлетворён. Однажды, в возрасте 13 лет Будда в сопровождении колесничего выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища страдания»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Будда тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старость и мучения неизбежны, что бедных больше, чем богатых и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Будду в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать отшельником и посвятить свою жизнь изучению того, как преодолеть страдания. Он стал отшельником и занимался суровыми самоистязаниями. Через 6 лет, на грани жизни и смерти он обнаружил, что эти методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. Сев под смоковницей, он поклялся не вставать, пока не поймёт Истину. Здесь он осознал Истину, поэтому его стали называть «Буддой», что означает «Пробудившийся». Причины страдания он сформулировал в четырёх благородных истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого человека, называется нирваной. Он решил прочесть первую проповедь, в которой были описаны эти Истины и Восьмеричный путь спасения. Будда подчёркивал, что не является Богом, а лишь наставником для тех людей, которые решили познать Истину. В ходе дальнейших 45 лет жизни он путешествовал по Индии и преподавал своё учение самым разным людям от аристократов до изгоев. Его религия была открыта для всех рас и каст. Он основал общину буддийских монахов, чтобы сохранить Учение после его ухода из мира. В возрасте 80 он решил уйти из мира. Он съел свою последнюю еду и неважно себя почувствовал. В присутствии своих последователей Будда ещё раз убедился в том, что его Учение понято и сохранено, и скончался. Последними словами Будды были: «Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!» Будда был кремирован, его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.
Четыре благородные истины:
• Жизнь есть страдание. Рождение, старость, болезнь, смерть – это всё является страданием.
• Причина страдания – это жажда жизни, наслаждения, гибели, приводящей ко всё новым перерождениям.
• Нужно избавиться от этой жажды жизни.
• Чтобы избавиться от жажды жизни нужно заниматься медитацией, то есть самовнушением.
Восьмеричный путь избавления от жажды жизни состоит в следующем. Нужно воздерживаться ото лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, нельзя причинять зло всему живому, нельзя красть и нужно жить честным трудом, нужно бороться с соблазнами и дурными мыслями, отрешиться от радостей жизни, испытывать отвращение к телу, чувствам, уму. Существует четыре ступени сосредоточения:
• Осмысление истин.
• Вера в эти истины.
• Освобождение от радости и ощущения своего тела.
• Достижение состояния полной невозмутимости и безразличия, это состояние Будда назвал нирваной. Это слово происходит от слова «тушить огонь», «блаженство», «вечный покой», «спасение от перерождений» Нирвана – это выход из круга перерождений, из круга страдания.
Вывод: несмотря на всю пользу религиозного утешения, можно быть уверенным в том, что сторонник буддизма неизбежно обречён на поражение в ходе конфликта, так как у него полностью отсутствуют бойцовские качества и стремление к победе. Убеждение в том, что жизнь есть страдание – это убеждение неудачника. По моему убеждению, жизнь – это праздник.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007, 2009 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Форум Санкт-Петербурга — отличное место для знакомства с Северной столицей нашей страны. Этот замечательный город интересен и своей историей, и достопримечательностями, и людьми, волей судьбы попавшими под влияние Петербурга. Вы хотите приехать к нам на недельку в отпуск и узнать, что стоит посмотреть в первую очередь? Или живете здесь с рождения и душой болеете за будущее, которое всех нас связывает? Или ищете человека, который смотрит на этот мир так же, как вы? А может, просто хотите поболтать в приятной компании, не выходя сегодня из дома? На нашем форуме вы найдете то, что вам нужно. Жизнь Северной Венеции, новости, любопытные места и факты, легкое и непринужденное общение на любые темы в хорошем обществе, живые встречи с петербуржцами и многое другое — добро пожаловать к нам!
iFoxy.ru — форум Санкт-Петербурга.