Текущее время: 18 апр 2024, 23:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Билеты по философии
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2010, 22:28 
Не в сети
Наблюдатель

Зарегистрирован: 23 ноя 2010, 18:38
Сообщения: 30
1.Билет. Этапы развития науки.
Исторические этапы развития науки:
• Античная наука. Наука зародилась в древности, но длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Первые учёные – это Аристотель, Архимед, Евклид. Недостаток античной науки состоял в том, что античная наука опиралась только на абстрактные рассуждения с помощью формальной логики, а не на опыт и эксперимент.
• Средневековая наука. Средневековая наука к тому же находилась под давлением религии, она не могла поставить под сомнение библейские мифы о сотворении мира и человека Богом.
• Наука Нового времени. Ситуация кардинально изменилась в 16-17 вв. Наука стала опираться на опыт и эксперимент. Церковь вначале пыталась бороться против науки за идеологическое влияние на общество, некоторые учёные даже стали жертвами инквизиции, например, Джордано Бруно был сожжён на костре. Галилей был вынужден раскаяться под угрозой пыток и казни. Но затем церковь была вынуждена отступить, а затем наука и церковь разделили свои функции в обществе и перестали бороться друг с другом. Функция церкви – это воспитание и утешение людей, особенно страха перед смертью, а функция науки – это познание, церковь сегодня даже не претендует на поиск истины. Наука стала важным фактором жизни. Без науки, без ньютоновской механики, в частности, было бы невозможно создать индустриальное общество. Наука – это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний
Томас Самюэл Кун о научных революциях.
Учебники часто представляют собой собрание устаревших парадигм. Эти учебники не отражают процесс развития познания, в этих учебниках часто ни слова не говорится о спорах и конфликтах между учёными, которые являются сторонниками новых и старых парадигм. Существуют два, сменяющих друг друга этапа развития науки:
• нормальная наука,
• революционная наука.
В период нормальной науки большинство ученых верят в истинность старой парадигмы и стараются классифицировать, упаковать факты по теоретическим ящикам шкафа старой парадигмы, стараются решать мелкие головоломки, но, ни в коем случае, не ставить под сомнение истинность парадигмы, лежащей в основе их исследований. Нормальная наука часто борется против сторонников новых парадигм, т. к. новые парадигмы разрушают старые парадигмы и сами теоретические основания нормальной науки. Примеры учёных, которые сумели изобрести новую парадигму и осуществить научную революцию - это Коперник, Ньютон, Лавуазье и Эйнштейн. Парадигма (от греческого – «образец», «шаблон») – это научный принцип, модель или образец для проведения исследования или научная формула. В начале периода революционной науки появляются «упрямые» факты или «аномалии», которые не помещаются в «ящики шкафа» старой теории, т. е. их нельзя объяснить с помощью старой парадигмы. Поэтому научный реформатор должен сломать старый шкаф и построить новый – создать новую парадигму, с помощью которой можно объяснить эти «упрямые» факты. Успех в споре между представителями двух парадигм зависит не только от степени гениальности этого реформатора, но и от наличия союзников в сфере бизнеса, политики и науки, которые могут обеспечить возможности для общественного признания. Часто сторонники старой парадигмы не хотят признать новую парадигму и упорствуют в ереси, поэтому они должны уйти естественным путём – умереть или отправиться на пенсию. Развитие науки не представляет собой постепенное и последовательное накопление знаний (так описана история науки в учебниках), а представляет собой последовательность научных революций, сопровождаемую конфликтами между учёными и научными школами. Такие конфликты являются примерами идеологических конфликтов. Ранние стадии развития большинства наук характеризуются постоянным соперничеством между множеством различных представлений о природе. Именно такое положение сложилось сегодня в сфере академической социологии, где существует много конкурирующих между собой школ и направлений. Наблюдение и опыт могут и должны резко ограничить количество этих конкурирующих между собой школ и направлений. История науки – это кладбище устаревших парадигм. Сторонники устаревших парадигм в науке стараются сопротивляться новому до конца. Они остаются искренне убежденными, что с помощью старой парадигмы, в конце концов, можно решить все проблемы, что природу можно втиснуть в рамки ящиков шкафа старой парадигмы, что неудачи сторонников старой парадигмы – это временные трудности. Но смена научных парадигм – это неизбежный процесс в рамках развития науки. Кстати, сторонниками старой парадигмы часто являются техники по типу личности. Упорство в отстаивании устаревших идей – это характерная черта техников, в этом проявляется недостаточное развитие абстрактного мышления, характерное для техников, хотя во времена господства старой парадигмы они имели большие заслуги в эмпирических исследованиях. Как преодолевается это сопротивление сторонников старой парадигмы в естествознании? С помощью обещаний защитников новой парадигмы решить все проблемы, которые привели старую парадигму к кризису. Так, например, Коперник утверждал, что он разрешил давно раздражающую проблему продолжительности календарного года, Ньютон — что примирил земную и небесную механику. Кроме того, считается, что новая теория должна быть “более ясной”, “более удобной” или “более простой”, чем старая. Вероятно, такие аргументы более эффективны в математике, чем в других естественных науках. Новая парадигма должна обещать сохранение в значительной мере реальной способности решения проблем, которая накопилась в науке благодаря предшествующим парадигмам. Новизна ради новизны не является целью науки.
Пример научной революции в биологии.
Сторонники старой парадигмы в биологии опирались на Библию, согласно которой все биологические виды были созданы богом, поэтому они существуют в неизменном виде от момента сотворения мира богом за семь дней, биологические виды не изменяются, не возникают и не исчезают. Ламарк составил классификацию биологических видов. После открытия огромного количества видов, возникло сомнение в том, что библейский Ной смог бы поместить в своём ковчеге «каждой твари по паре» и спасти их от всемирного потопа. Бог создал Адама и Еву, как прародителей человеческого рода. Чарльз Дарвин отправился в кругосветное путешествие и на Галапагосских островах он обнаружил упрямый факт – популяции птички вьюрок на разных островах имели клюв разной формы и размера. Перед Дарвиным встал вопрос: эти популяции относятся к одному биологическому виду или к разным? С помощью старой парадигмы сотворения биологических видов богом нельзя было правдоподобно объяснить этот упрямый факт, поэтому Дарвин создал новую парадигму – теорию биологической эволюции, и объяснил этот факт тем, что вид птицы вьюрок находится в процессе расщепления и образования новых видов. Критерий принадлежности к одному виду – это способность иметь здоровое потомство при скрещивании. Что касается этого «упрямого» факта, то теория биологической эволюции прекрасно объяснила этот факт. Популяции вьюрка с разных островов относятся к одному виду, т. к. пока ещё могут прекрасно скрещиваться друг с другом и давать здоровое потомство, но, возможно, что дальнейшая эволюция может привести к возникновению новых видов, которые уже не смогут скрещиваться друг с другом. По теории Дарвина виды возникают и исчезают. А человек произошёл от обезьяны, а не от Адама и Евы. С развитием биологии появились новые факты, которые подтвердили теорию Дарвина. Палеонтологи обнаружили останки вымерших видов, например, динозавров. Генетика подтвердила происхождение человека от обезьяны с помощью такого факта, что гены обезьяны и человека совпадают на 99%.

2.Билет. Учение Аристотеля о формах правления.
Сколько и какие формы правления существовали в истории человечества? Чтобы ответить на этот спорный вопрос, нужно правильно выбрать критерии, которые отличают одну форму правления от другой. Сравнительный анализ форм правления является условием для их успешной классификации. Форма правления – это вид устройства верховной власти в стране. Из истории философии известно несколько попыток составить подобную классификацию.
Классификация Аристотеля.
Эта классификация изложена в книге Аристотеля «Политика». Эта классификация целиком заимствована Аристотелем у Платона, но Аристотель сумел изложить её в более систематической форме.
Аристотель назвал шесть форм правления, которые выделены в соответствии с двумя критериями:
• Количество правящих персон.
• Оценка форм правления.

Оценка формы
правления. Количество правящих персон.
Один. Меньшинство. Большинство.
Плохая. ТИРАНИЯ. ОЛИГАРХИЯ. ОХЛОКРАТИЯ.
Хорошая. ЦАРСТВО. АРИСТОКРАТИЯ. ДЕМОКРАТИЯ.
Царство - это форма правления, при которой, при которой власть имеет один выдающийся человек.
Тирания – это форма правления, при которой власть имеет один человек, который злоупотребляет своим положением в корыстных интересах. По нашему мнению, примерами тиранов-демагогов могут служить Ленин, Троцкий и Гитлер. Сталин был тираном, но не был демагогом, т.к. был плохим оратором, плохо говорил по-русски и с большим грузинским акцентом, имел злобный характер и страх перед публичным выступлением из-за комплекса неполноценности. Жириновский является хорошим демагогом, но, к нашему счастью, он не сумел стать правителем и тираном. Тираны присваивают неограниченную власть, будучи сначала выбранными на высшие должности на свободных выборах.
Аристотель сравнивает царя и тирана и делает вывод, что тирания – это самый вредный для подданных государственный строй. Тиран Периандр считал, что следует обрывать поднимающиеся над другими колосья – казнить всех выдающихся людей. Государственные перевороты бывают в тираниях вследствие обид и страха подданных перед злоупотреблениями тирана и вследствие покушений тирана на собственность подданных. Дион совершил покушение на Дионисия Младшего, тирана г. Сиракузы, из чувства презрения к нему: он видел, что Дионисия презирают его сограждане, а Дионисий всегда пьян. Аристотелю принадлежат знаменитые слова: «Чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто убьёт тирана». Эти слова стали лозунгом всех тираноборцев и цареубийц, наподобие Софьи Перовской и членов группы «Народная воля», которые убили русского царя Александра 2, хотя последний был реформатором, а не тираном.
Аристократия – это форма правления, при которой существует власть меньшинства граждан, власть наилучших граждан с точки зрения добродетели. Выборы правителей происходят в сенате – законодательном собрании аристократов. По мнению Аристотеля, аристократия – это наилучшая форма правления. По нашему мнению, этот вывод был абсолютно правильным только для древности, когда представительная демократия ещё не была изобретена.
Олигархия – это форма правления, где власть находится в руках немногих и недостойных граждан – олигархов.
Полисная демократия или полития – это форма правления, при которой власть находится в руках власть большинства граждан, которое правит хорошо. При политии полноправны те, кто носит тяжёлое вооружение, т.е. только мужчины, которые принадлежат к тяжеловооружённой пехоте (гоплиты). Выборы проходят в народном собрании, замещение должностей иногда происходит по жребию. На выборах не существует имущественного ценза.
Охлократия или, по терминологии Аристотеля, крайняя демократия – это форма правления, при которой власть принадлежит большинству граждан, которое правит плохо. Охлократия (от греческого охлос – толпа) – это власть толпы, сброда, бандитов. Она имеет такие недостатки, как беспорядочность и анархичность государственного строя, которая вызывает презрение к нему со стороны состоятельных людей. Когда демократия вырождается в охлократию, тогда простой народ становится похож на деспота. Демагоги умеют льстить толпе и превращать свои корыстные предложения в законы. Постепенно демагоги получают фактически верховную власть. Например, народный суд Гелиея по пустяковому поводу неправедно осудил на казнь философа Сократа, повинуясь воле демагогов Анита и Мелета. По общепринятому мнению, толпой манипулировать гораздо легче, чем сенатом. Толпа всегда склонна к преклонению перед вождями и агрессии по отношению к мнимым врагам. Демагоги часто возводят обвинения против должностных лиц, а народ охотно принимает обвинения, так что значение всех должностных лиц сводится к нулю. А при бездействии должностных лиц наступает анархия, что часто приводит к поражению в войне. Главный недостаток классификации Аристотеля состоит в том, что она несколько устарела, т.к. после Аристотеля были изобретены новые формы правления.

3.Билет. Социально-политические идеи эпохи Реформации.
Макс Вебер о протестантской этике и духе капитализма. Сущность кардинальной перестройке механизма религиозного контроля, совершённой Кальвиным.
В средние века римский папа и католическая церковь приобрела громадную, даже чрезмерную власть в Западной Европе. Римский папа боролся за верховную власть с императором Священной Римской империи, которая объединяла, в основном, германские княжества. Почти каждый новый император был вынужден в начале своего правления устраивать поход на Рим с целью заставить римского папу его короновать в том случае, если римский папа не хочет этого делать добровольно. Средствами борьбы римского папы против императоров было:
• Отлучение императора от церкви.
• Разрешение римского папы вассалам императора не соблюдать клятву верности императору, после чего они часто предавали императора и переходили на сторону римского папы.
• Наложение интердикта на виновную территорию, т. е. запрета проводить религиозные обряды – отпевать усопших и проводить крещение младенцев, без которого эти покойники и младенцы по мнению людей того времени, должны были прямиком попасть в ад.
Римский папа в средние века в западной Европе был, фактически, единственным центром власти в условиях феодальной раздробленности и слабости королевской власти. Но всё-таки римский папа эту борьбу со светскими владыками, в конце концов, проиграл, в результате католическая церковь в значительной степени потеряла свою светскую власть и значение. Французский король захватил Рим и взял в плен римского папу, увёз его из Рима и заставил жить в городе Авиньон. Когда римский папа вернулся из Авиньонского плена, он лишился значительной части своей власти в западной Европе.
В средние века римский папа получал огромные доходы со всех католических стран западной Европы. Огромный поток золота стекался со всей западной Европы в Италию. Римский папа и кардиналы жили в роскоши, проводили время на пирах и охоте, такой образ жизни стал позором для католической церкви. Эти доходы римского папы складывались из нескольких источников:
Церковная десятина, как налог в пользу церкви.
Доходы от владения монастырской землёй и монастырскими крестьянами.
Доходы от добровольных пожертвований в пользу церкви.
Плата за обряды – крещение младенцев, отпевание усопших, венчание новобрачных и т.д.
Даже этих денег римскому папе было недостаточно, и он приказал продавать по всей Европе индульгенции – грамоты о прощении грехов.
Продажа индульгенций стала последней каплей, переполнившей чашу терпения верующих. К тому же, в Западной Европе появился слой людей, которые умели считать свои деньги – слой предпринимателей. Они устроили религиозную революцию – Реформацию, в результате которой страны северной Европы стали протестантскими и перестали платить деньги римскому папе. Первыми протестантскими пророками стали Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Сущность этой протестантской революции отразил немецкий социолог Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», которую он написал в 1904-1905 гг. Исследователи его научного творчества часто утверждают, что он в своей книге хотел опровергнуть исторический материализм Карла Маркса. Маркс считал религию надстройкой, а экономику – базисом, при этом базис определяет надстройку, например, якобы, капиталистическая экономика порождает и заставляет религию оправдывать капиталистическую эксплуатацию именем Бога. В противоположность этому, Вебер считал, что протестантская этика и религия породили капитализм. Эта религия призывала упорно трудиться, копить деньги и пускать их в оборот, чтобы получать новые деньги. Протестантская религия создана для воспитания предпринимателей. Раньше католики считали, что в рай попадает нищий и страдающий. Кальвин придумал миф о предопределении, сущность которого состоит в следующем. Протестанты считали, что в рай попадают только избранные богом, избранные заранее, от рождения. Человек не знает заранее свою судьбу, своё предназначение – попасть в рай или в ад, но может догадаться. Для этого человеку следует заняться бизнесом. Если в результате предпринимательской деятельности он разбогател, то это означает, что он избран Богом и Бог ему помогает уже при жизни, помогает в бизнесе. Если человек в результате предпринимательской деятельности стал нищим банкротом, то это означает, что Бог заранее отправил его в ад и наказывает ещё при земной жизни. Протестант зарабатывает деньги не для того, чтобы тратить их и наслаждаться жизнью – купить хороший дом, яхту и автомобиль, а для того, чтобы заработать на пропуск в рай. Неслучайно, что жители Азии воспринимали предпринимателей-протестантов как странных эксцентричных людей, у которых жизненный центр расположен не в животе, как у азиатов, а в голове, так они объясняли их активность и предприимчивость, когда протестанты зарабатывали огромные деньги, но не хотели их тратить на наслаждение жизнью. Вот заповеди из кодекса строителя капитализма, которые приводил Бенджамин Франклин в своих речах:
• Время – это деньги.
• Деньги по природе своей плодоносны, деньги рождают новые деньги.
• Из скота добывают сало, а из людей – деньги.
• Тому, кто аккуратно платит долги, открыт кошелёк других людей.
• Стук твоего молотка внушает спокойствие твоим кредиторам.
С точки зрения Кальвина, капитализм мог появиться только в западной Европе, где протестантская религия целенаправленно воспитывала стремление к наживе. Появлению капитализма в Китае мешала любовь китайцев к традициям, в Индии мешал кастовый строй, несовместимый со свободным трудом и миф о переселении душ, делавший бессмысленным стремление к наживе. Кальвин несколько перестроил, но, ни в коем случае, не разрушил механизм религиозного контроля. Он оставил в неприкосновенности первые два элемента этого механизма – миф о загробном воздаянии и монотеизм, но сильно изменил культ – отменил иконы, распятия, кресты, фрески, дорогие одежды священников и т.д. – с целью сделать церковь «дешёвой», убрать золото и серебро из системы культа – золотые оклады икон, золотые кресты, золотые одежды священников. Протестанты (гугеноты) во время религиозной войны с католиками во Франции врывались в католические храмы и рубили иконы топорами. Кальвин разрушил иерархическую пирамиду внутри клира, Священников перестали назначать сверху, их стала выбирать община из своей среды. Библию перевели с непонятного для многих латинского языка на национальные языки – немецкий, английский, французский и т. д. Поэтому простые верующие получили возможность сами ежедневно читать Библию и заниматься самовоспитанием. Раньше только священник имел право спасти верующих от греха, теперь они сами получили возможность себя спасать. Монастыри были закрыты, т. к. Кальвин считал монахов тунеядцами, обречёнными попасть в ад. Таким образом, численность священников была кардинально сокращена, это позволило сильно сократить расходы на их содержание, чтобы сделать церковь ещё дешевле. Кальвин отменил исповедь и перешёл от контроля над верующими со стороны священника к более эффективному контролю со стороны общины за каждым своим членом. Протестантские общины стали напоминать первые общины христиан в начале первого тысячелетия. Кальвин даже запретил в Женеве развлечения, дорогую одежду и даже развлечения, чтобы это не мешало протестанту заниматься своим главным делом – молиться и работать. Положительное значения протестантской религии состоит в том, что протестантские страны северной Европы - Англия, Голландия, Швейцария, Швеция, северная Германия, а позднее США - стали богатыми странами, а католические страны южной Европы – Испания, Португалия и Италия стали бедными. Вывод: протестантская религия является самой передовой и полезной в эпоху капитализма.

4. Билет. Социально-политические идеи Макиавелли.
Биография Макиавелли.
Макиавелли жил в Италии в эпоху Возрождения. Годы его жизни: 1469-1527 гг. Ниже нужно будет специально заострить внимание на тех политических шагах, которые были сделаны большевиками при строительстве тирании в России по советам, содержащимся в работе Макиавелли. Некоторые критики обвиняли Макиавелли в безнравственности, но эти обвинения, по нашему мнению, являются необоснованными. Макиавелли умел трезво смотреть на жизнь. Если в политической области в тираническую эпоху правила морали не имели места в реальной политической жизни, то он честно отразил этот факт без всяких приукрашиваний действительности и без всяких утопий. В этом смысле к нему не может быть никаких претензий. Исследователь должен трезво смотреть на жизнь без всяких «розовых» очков. Иначе он станет утопистом и потеряет доверие научной общественности и получит репутацию лгуна, прекраснодушного мечтателя, сумасшедшего или утописта. Трактат «Государь» - это руководство по созданию сильного централизованного государства в Италии, кстати, эту задачу итальянцы сумели выполнить только в 19 в., с большим опозданием от других европейских стран.
Способы захвата престола:
• Нужно приобретать власть не милостью судьбы, а личной доблестью.
Именно так поступали Кир и Ромул. Им пришлось вводить новые установления и порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить свою безопасность. Для успеха своего начинания они были вынуждены или упрашивать союзников, или применять силу. В первом случае они были обречены на поражение, во втором случае – на победу. Вот почему все вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли. Макиавелли намекает на безоружного Христа и на вооружённого Мухаммеда. Ибо нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Когда вера в народе иссякнет, нужно заставить его поверить силой. Именно так поступили большевики. Сначала они сумели обмануть часть российского народа с помощью марксистской утопии о коммунизме, которая очень напоминала религиозное вероучение. А затем они захватили власть, установили тиранию и железным кулаком погнали народ, который перестал им верить, к счастью, которое оказалось недостижимым.
• Можно приобретать власть даже с помощью злодеяний. Жестокость
применена хорошо, когда её проявляют быстро и сразу, но не упорствуют в ней, и плохо применена, когда расправы поначалу совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Благодеяния полезно оказывать мало-помалу, чтобы граждане их распробовали как можно лучше. Ради власти можно даже пойти на преступления – на политические убийства, казни политических противников и вооружённый захват власти без выборов. Например, претор (военачальник) Агафокл стал тираном г. Сиракузы с помощью расправы, его солдаты перебили всех сенаторов и богатейших людей города во время проведения народного собрания. Большевики никогда не скупились на злодеяния. Таких злодеяний против собственного народа ещё не знала история. Большевики вели себя столь беспощадно по отношению к собственному народу, как будто находились в завоёванной стране.
Способы удержания тиранической власти в завоёванной стране:
• Искоренить род прежнего государя. Именно так поступил Ленин. По его приказу вся семья Романовых, включая детей, была расстреляна в Екатеринбурге. Большевики долго пытались скрыть тот факт, что уральские коммунисты сделали это по приказу Ленина и Свердлова, что была телеграмма из Москвы с приказом о расстреле за подписью этих лидеров большевиков. Спаслись только те родственники царя, например мать Николая 2, которые сумели заблаговременно уехать за границу. Одной из личных причин расправы над семьёй Романовыми была месть Ленина за старшего брата Александра Ульянова, который был повешен за подготовку несостоявшегося покушения на Александра 3.
• Переселиться на жительство в завоёванную страну, ибо только так можно своевременно заметить смуту. Например, турецкий султан перенёс в Константинополь свою столицу. Пётр 1 перенёс столицу из Москвы в Петербург. А Ленин перенёс столицу обратно в Москву, т.к. столица в Петербурге напоминала сердце человека, расположенное в мизинце. Хотя почти вся страна боролась против большевиков к концу гражданской войны, но большевики сумели выиграть эту войну только благодаря своей невероятной жестокости, усталости народа от первой мировой и гражданской войн, частичных и временных уступок Ленина антибольшевистским силам в форме шагов политики НЭПа.
• Учредить колонии в завоёванной стране. Это мероприятие обходится дешевле, чем держать здесь войска. Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо во втором случае они не смогут отомстить. Русские колонисты на границах страны – это казаки. Они защищали от набегов кочевников не только себя, но и всю Россию. Казачество оказалось очень эффективным русским изобретением в борьбе против набегов кочевников, на которых казаки наводили страх и ужас. Большевики устроили геноцид против казаков, т.к. большинство казаков воевали за белых. После разгрома терского казачества у российской армии появились большие проблемы при подавлении восстания в Чечне на рубеже 20 и 21 вв., к тому же русское население на сегодняшний день почти полностью изгнано или уничтожено в Чечне, и российская армия не смогла их защитить без терских казаков.
• В чужой стране государь должен стать защитником слабых соседей и должен ослаблять, громить сильных. Английские колонизаторы позднее выразили этот принцип короче: «Разделяй и властвуй!». На Кавказе Русские всегда помогали христианам – осетинам, грузинам, армянам в борьбе против мусульман – азербайджанцев, чеченцев, ингушей и т.д. Ленин сумел натравить в деревне бедных крестьян на богатых, наёмных рабочих на предпринимателей, устроить гражданскую войну и установить тиранию, на словах опираясь на рабочих и бедных крестьян, но это было ложью.
• Нужно разрушить завоеванное государство или обложить его данью. Завоеватель должен действовать решительно. Например, римляне, предвидя беду заранее, тотчас принимали меры, а не бездействовали из опасения вызвать войну, ибо знали, что войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть к выгоде противника. Они считали благодетельными лишь собственную доблесть и дальновидность. Страсть к завоеваниям дело естественное и обычное. По нашему мнению, этот принцип можно выразить короче: «Если война назрела – нападай первым!».
Способы удержания тиранической власти и борьбы против угрозы политических заговоров:
• Нужно властвовать в окружении слуг, поставленных по желанию правителя, а не в окружении баронов, властвующих не его милостью, а в силу древности рода. Пример первого – это власть турецкого султана, пример второго – власть французского короля. Монархию султана трудно завоевать, но после завоевания легко удержать, французское королевство было легко завоевать, но трудно удержать. Выполняя этот совет, Сталин в тридцатые годы уничтожил всех своих вчерашних соратников, всю «ленинскую гвардию», всех «красных баронов», потому что они получили свои должности в результате октябрьского переворота, т.е. сами завоевали свои посты или получили их от Ленина и гордились этим. Ленин в конце жизни оказался парализованным, он в «Письмах к съезду» обвинял Сталина в грубости, в том, что Сталин сосредоточил в своих руках неограниченную власть и не умеет ею пользоваться, он предлагал сместить Сталина с поста Генерального секретаря и перевести его на другую работу. На съезде Сталин ответил на эту критику то, что он груб только с врагами. Ленин был переведён из Кремля в загородный особняк Горки, где находился, фактически, под домашним арестом, ему было запрещено встречаться с соратниками и писать письма под предлогом заботы о его плохом состоянии здоровье. Сталин ни разу не был у Ленина в Горках. Ленин прекрасно понимал своё бедственное положение, но ничего не мог сделать против Сталина, т.к. фактически все рычаги власти были уже в руках у последнего. После смерти Ленина из него сделали мумию, которую выставили в Мавзолее для поклонения «мощам» и воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма. Троцкий писал в работе «Уроки Октября», что это именно он, Троцкий, подготовил Октябрьскую революцию (Ленин был на нелегальном положении и не мог этого сделать). А Зиновьев и Каменев оказались предателями (перед переворотом они опубликовали открытое письмо в газете о своём несогласии с решением ЦК партии большевиков о подготовке восстания, эта статья в газете выдала Временному правительству планы большевиков). Это он, Троцкий, создал Красную Армию и руководил ею в период гражданской войны, когда Сталин был «серым пятном», "наиболее выдающейся посредственностью", которого никто не знал. Поэтому именно он, Троцкий должен быть правителем после смерти Ленина – «или рядом с Лениным или на его месте». Каменев во время речи на съезде партии сказал: «Сталин – это не та фигура, которая может возглавить старый большевистский штаб». Сталин имел отличную память и ничего никогда не забывал и не прощал. В результате Троцкий был выслан за границу и писал книги, порочащие Сталина, поэтому советский агент Меркандер по заданию советской разведки убил Троцкого. Зиновьев, Каменев, Бухарин и другие «красные бароны» были расстреляны в тюремных застенках после пыток и московских процессов, где их заклеймили шпионами иностранных разведок и «врагами народа». Кампанию по уничтожению своих вчерашних соратников Сталин назвал «большой чисткой», а современные историки – Большим террором. В соответствии с рекомендациями Макиавелли, вместо «красных баронов» на ключевые посты Сталин назначил своих ставленников. С каждым из них Сталин беседовал лично, он умел разбираться в человеческой психологии. Прежде всего, в ходе личной беседы Сталин пытался определить степень личной преданности кандидата в номенклатуру, затем кандидат проходил проверку на готовность непосредственно участвовать в репрессиях против «врагов народа». Если министр выявлял слишком мало «врагов» в своём министерстве, то это означало, что сам министр является «небдительным», попадает под подозрение специальных органов, не достоин быть членом «номенклатуры» и сам подлежит казни как «враг народа». Все люди из окружения Сталина, как члены преступной группы, прошли испытание «кровью». Все члены номенклатуры боялись в один прекрасный момент быть выброшенными из руководящего кресла и оказаться на нарах. Так произошла насильственная смена элит, вместо ленинской гвардии» у руля власти Сталин поставил «номенклатуру». Этот термин первоначально означал «список должностей», а позднее стал означать правящий слой при социализме. Сталин имел привычку уничтожить своего вчерашнего соратника, прийти домой, выпить вина, попраздновать в одиночку по принципу: «Нет человека – нет проблем. В конце жизни он остался совсем один, т.к. казнил всех своих вчерашних друзей и соратников. Тиран остался совершенно одинок и в семейной жизни, его первая жена (Екатерина Сванидзе) давно умерла от болезни, его вторая жена (Надежда Аллилуева) застрелилась в знак протеста против преследований вчерашних друзей и политики коллективизации, которая привела к голоду в деревне. Даже некоторых родственников Сталин отправил в тюрьму. Первый нелюбимый сын (Яков Джугашвили) погиб в фашистском плену, второй сын (Василий Сталин) страдал алкоголизмом и этим позорил своего отца. Прежде любимая дочь (Светлана Аллилуева) меняла мужей как перчатки и этим тоже позорила своего отца.
• Нужно обезопасить себя от врагов, приобрести друзей, побеждать силой или хитростью, внушать страх и любовь народу, а солдатам – послушание, иметь преданное и надёжное войско, устранять людей, которые могут или должны навредить, обновлять старые порядки, избавляться от ненадёжного войска и создавать своё, являть суровость и милость, великодушие и щедрость, вести дружбу с правителями и королями так, чтобы они либо с учтивостью оказывали услуги, либо воздерживались от нападений. Не следует доверять и опираться на тех людей, которые были обижены государем в прошлом, и будут опасаться его в будущем. Ибо эти люди будут мстить государю из страха, или из ненависти, Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить забыть о прошлых обидах. Сталин уничтожал всех подозрительных и потенциально опасных с точки зрения его больного воображения.
• Единовластие учреждается либо знатью, либо народом. После этого государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо это его право карать и миловать, приближать и подвергать опале. Народ на худой конец просто отвернётся от государя, тогда как знать может пойти против него, организовать заговор или переворот, ибо она дальновиднее и хитрее народа, загодя ищет путей к спасению и заискивает перед тем, кто сильнее. Государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудную минуту он будет свергнут. Большевики пытались манипулировать, обманывать народ с помощью пропаганды, внушать ему ложные идеи через средства массовой информации. Если обмануть большинство народа не удавалось, тогда власти не останавливались даже перед тем, чтобы запугивать народ с помощью политики государственного террора. Сталин считал, что необходимо периодически делать «чистки», т.е. периодически подвергать репрессиям представителей своего окружения. Он добивался того, чтобы представители окружения постоянно доносили друг на друга, ссорились друг с другом, он специально разжигал борьбу клик в своём окружении, «сталкивал их лбами» из-за опасения того, что они смогут все объединиться против тирана. Особенно он опасался генералов, которых, в отличие от его персоны, народ любил, в подчинении у которых были войска, поэтому генералы могли организовать военный переворот. В результате первого дела против военных в 1937 г. Красная Армия была обезглавлена накануне войны. После войны Сталин снова устроил уголовное дело против военных, в результате Жуков и Рокоссовский были высланы в ссылку, некоторые генералы были снова казнены, несмотря на свои заслуги перед отечеством. Генералы не сумели отомстить Сталину, но сумели отомстить его палачу Берии, они арестовали его в 1953 г. и лично расстреляли его в камере.
Вывод: Если государь хочет сохранить власть, он должен иногда отступать от добра, норм морали и пользоваться этим умением по мере надобности. О государе судят по конечному результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Для этого все средства хороши.

5.Билет. Возникновение философии марксизма.
О трёх источниках марксизма писал Ленин в статье «Три источника и три составных части марксизма»:
• философия Гегеля,
• утопический социализм,
• английская политическая экономия Смита и Риккардо.
В отличие от объективного идеалиста Гегеля, Маркс считал себя материалистом. Маркс посчитал, что «рациональное зерно» в теории Гегеля – это диалектика, как учение о саморазвитии материи и человеческого общества через борьбу противоположностей.
Вывод: По нашему мнению, борьба противоположностей – это схоластический принцип, но существует научно обоснованные и близкие к нему по смыслу понятия социальный конфликт и социальный контроль. Развитие общества происходит благодаря отношениям конфликта и контроля между людьми, между классами.
У Гегеля боролись категории, а у Маркса – социальные классы. История человечества, по мнению Маркса – это история борьбы между собой эксплуататорских и эксплуатируемых классов. В первобытном обществе было бесклассовое общество, в рабовладельческом обществе боролись рабы против рабовладельцев, в феодальном обществе боролись феодалы против крепостных крестьян, при капитализме боролись буржуазия (предприниматели) против наёмных рабочих, при коммунизме снова возникнет бесклассовое общество.
Маркс выделил три закона диалектики:
• Закон единства и борьбы противоположностей. Например, история общества
представляет собой историю борьбы классов. По нашему мнению, противоположные классы не только конфликтуют, но и сотрудничают в рамках сохранения отношений социального контроля
• Переход количественных изменений в качественные изменения. Действие этого закона можно проиллюстрировать на примере изменения качественных свойств воды в процессе количественных изменений температуры. Физическое состояние воды изменяется от твердого состояния к жидкому состоянию, а затем к газообразному состоянию.
• Закон отрицания отрицания. В качестве примера преподаватели «научного коммунизма» приводили пример, что коллективная собственность была в первобытном обществе, затем произошло первое отрицание, и возникла частная собственность в эксплуататорском обществе, скоро произойдёт второе отрицание, и при коммунизме снова возникнет коллективная собственность, как повторение на новом витке спирали развития человеческого общества. И где сегодня этот коммунизм и коллективная собственность?
Вывод: Все эти три закона диалектики являются образцом бесполезной схоластики. Хотя Энгельс в работе «Диалектика природы» безуспешно пытался найти борющиеся противоположности в живой и неживой природе, но он так ничего и не нашёл.
Классики марксизма больше всего гордились своим материализмом и клеймили позором идеализм. По их мнению, теория Гегеля представляет собой образец объективного идеализма, с точки зрения этого направления в философии в мире существует только идея или бог, которые порождают материю, например абсолютная идея у Гегеля творит природу, или Бог Яхве творит землю, небо, животных и человека за семь дней. Маркс сформулировал основной вопрос философии об отношении духовного и материального: «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на это вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и, следовательно, в конечном счёте, так или иначе, признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Идеализм бывает двух разновидностей: объективный идеализм и субъективный идеализм, о которых было сказано выше. Материализм тоже бывает двух разновидностей: вульгарный и диалектический, которые отличаются тем, что вульгарный материализм не признаёт развития и диалектики. Дж. Милль в 1831 г. сделал в пророческую оценку социалистических идей, он назвал эти идеи «сумасшедшей чепухой», которая является «ниспровержением цивилизованного общества, хуже, чем губительные нашествия гуннов и татар».

6.Билет. Россия: Восток и Запад, Спор западников и славянофилов.
Разрешение спора между западниками и славянофилами.
В напряженной полемике конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Социальные преобразования России западники связывали с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, И.С.Тургенев, В.П.Боткин, П. В. Анненков, К. Д. Кавелин. В
Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, содержащего резкую критику устоев русской жизни. Если западники настаивали на том, что страны Западной Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал.
Российский путь развития.
Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому Россия почти ничего не изобрела своего, а заимствовала социальные изобретения попеременно то из Европы, то из Азии. Вообще, существует очень мало стран, которые сумели сделать хотя бы одно социальное изобретение.
• Первыми учителями для восточных славян стали варяги с Запада, из Швеции, которые принесли в Россию княжескую власть, торговлю по рекам, оружие и военный строй, законы, сбор дани.
• Вторым учителем для России стала Византия, которая тоже занимала срединное место между Европой и Азией, из Византии было позаимствовано христианство, письменность, архитектура.
• Третьим учителем для России стали татаро-монголы и Золотая орда из Азии, которые научили русских собирать налоги с каждого двора и строить деспотию, в результате в Московском княжестве была изобретена абсолютная монархия, где престол передавался по наследству старшему сыну или старшему брату.
• Четвёртым учителем для России в 17 в., и особенно при Петре 1, стала Западная Европа (сначала Польша, затем Швеция, Голландия, Англия, Германия, Франция; Россия воевала попеременно с некоторыми из этих стран и училась у них). Из Западной Европы были заимствованы три английских изобретения - технические изобретения, рынок и экономический контроль. Николай 2 под нажимом либералов и революционеров пытался ввести четвёртое английское изобретение - построить систему представительной демократии – ввел парламент и многопартийные выборы, но не смог достроить – не ввел конституцию и контроль парламента над правительством. В результате Октябрьского переворота 1917 г. произошёл срыв в социальном строительстве. Большевики уничтожили капиталистический строй и построили примитивную азиатскую формацию по примеру Древнего Египта. при Сталине азиатская формация была достроена и представляла собой классический образец
Вывод: Россия после реформ Ельцина пошла по западному пути и это хорошо. Поэтому ближе к истине оказались западники.

7.Билет. Изменение представлений о сознании в истории философии.
Сущность психологической теории З.Фрейда.
Ранее философы подчёркивали только значение разума и сознания в жизни человека и общества. Иррационалистический переворот в науке состоял в том, что А.Шопенгауэр обратил внимание учёных на роль бессознательного в поведении человека. К бессознательному относятся инстинкты, интуиция, воля, чувства. По мнению Фрейда, сознание – это только верхушка айсберга, под которой скрывается бессознательное - огромная подводная часть айсберга, которая оказывает огромное влияние на поведение человека. Это было восстание против разума. Подсознание напоминает котёл, который вырабатывает много сексуальной и агрессивной энергии, она требует выхода, иначе котёл может взорваться и наступит болезнь в форме невроза. В процессе беспрепятственного выхода энергии человек освобождается от напряжённости и испытывает кратковременное состояние блаженства. Фрейд выделил два инстинкта – инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Инстинкт жизни включает в себя голод, жажду, секс. Либидо (от латинского «хотеть» или «желать») – это форма психической энергии. Инстинкты смерти могут быть направлены как вовнутрь в форме самоубийства, так и вовне в форме в форме ненависти и агрессии. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть», то есть людям присуще стремление к смерти, этот аспект теории Фрейда является спорным. Фрейду пришлось лечить солдат в госпитале во время первой мировой войны. Этих солдат на войне приучили убивать, поэтому после службы они получили склонность к убийству или самоубийству. Личность включает три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид - это инстинктивное ядро личности. Ид требует удовлетворять инстинкты немедленно. Ид можно сравнить со слепым королём. Если человек не может беспрепятственно удовлетворить свои инстинкты, то ид начинает формировать психические образы желаемого объекта через сновидения, галлюцинации, непристойные анекдоты или оговорки в процессе речи. Все эти симптомы говорят о том, что котёл бессознательного у человека просто кипит. С другой стороны, «низкая температура» котла приводит к тому, что человек имеет слабые страсти и не сумеет ничего добиться в этой жизни. Эго включает рациональную часть личности. Задача эго – это составление реального плана действия в соответствии с ограничениями внешнего мира, чтобы удовлетворить требования ид с одной стороны, и обеспечить свою безопасность с другой стороны. Суперэго – это моральная сторона личности, которая приобретается в процессе социализации, т. е. обучения. Суперэго состоит из совести и идеалов, которые препятствуют немедленному удовлетворению инстинктов. Мораль и социальные нормы называют условия, время и место удовлетворения инстинктов. Ребёнок начинает различать «что такое хорошо и что такое плохо» в возрасте от 3 до 5 лет. Если желания человека противоречат нормам морали, то человек пытается подавить эти желания, забыть, вытеснить их в область бессознательного. В результате противоречия между инстинктами и требованиями морали возникает тревога. Чтобы от неё избавиться эго возводит защитные механизмы, которые представляют собой отрицание или искажение реальности. Например, смертельно больной человек начинает отрицать неминуемость смерти. Наказанный строгим отцом, сын пинает собачку. Неподготовленный к сдаче экзамена студент возлагает всю вину за неудовлетворительную отметку на профессора. Отвергнутый возлюбленный утешает себя тем, что его бывшая подружка совершенно непривлекательна. Взрослый человек начинает «ребячиться» с целью избавиться от проблем и вернуть счастливое детство. Главный способ избавиться от тревоги – это сублимация, то есть безопасный выход энергии по другим каналам. Человек может выплеснуть свою агрессию с помощью занятия силовыми видами спорта – боксом, борьбой или тяжёлой атлетикой, с помощью приобретения профессии солдата в горячей точке. Женщина с садистскими наклонностями может стать хирургом или автором первоклассных криминальных романов. Человек может отвести лишнюю энергию через такие каналы как занятие искусством, наукой или политикой. Нервный и страстный темперамент некоторых политиков, наподобие В.В.Жириновского и А.Гитлера, свидетельствует, что их «котёл» просто кипит. Если человек не умеет организовать сублимацию, то «котёл» может взорваться и наступает болезнь в форме невроза или истерии. Невроз проявляется в различных страхах, т. е. в фобиях.
Сущность теоретических разногласий между Фрейдом и Юнгом состояла в следующем:
• Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что резервуар бессознательного содержит не только сексуальные и агрессивные инстинкты, но и образы, архетипы, происхождение которых уходит вглубь биологической эволюции.
• Либидо – это не только сексуальная и агрессивная энергия, но и жизненная творческая сила, проявляющаяся, например, в религии или в стремлении к власти. Юнг и Адлер отвергали заявление Фрейда, что мозг представляет собой «приложение к половым железам». По мнению Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. По мнению Юнга, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам, человек может меняться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни.
• Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Юнг пытался найти и исследовать в бессознательном врождённый опыт человечества как биологического вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

8.Билет. Подходы к изучению общества как системы.
Статика и динамика как два состояния социальной структуры.
Эти понятия ввёл Конт.
Статика – это социальная структура или анатомия социального организма на данный исторический момент, как система организаций, которые напоминают органы в организме.
Динамика – это описание последовательности этапов развития структуры социального организма, то есть появление всё новых и новых организаций и групп. Каждая из организаций имеет свою функцию в обществе.
Существует четыре главных сферы жизни общества:
• экономическая,
• политическая,
• социальная,
• культурная.
Система – это сумма элементов и связей между ними.
Развитие системы – это усложнение или упрощение системы.
Прогресс – это усложнение, появление в системе новых связей и элементов.
Регресс – это упрощение системы, исчезновение из неё связей и элементов.
Таким образом, прогресс и регресс – это два противоположных видов развития.
Цикл – это чередование прогресса и регресса.
Общество в целом развивается прогрессивно. Эта аксиома доказывается огромной суммой фактов прогрессивного развития орудий труда, функций мышления, появления всё новых и новых групп и организаций, роста научных знаний, видов социальных конфликтов и видов социального контроля, новых общественных формаций, как ступеней развития общества.
Теория открытых систем.
Людвиг фон Берталанфи создал теорию открытых систем в биологии, а затем попытался создать общую теорию систем, но этот замысел не был выполнен до конца. Примеры открытых систем – это водонапорная башня, биологический организм, общество. Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие. Например, водонапорная башня имеет вход и выход воды, с помощью простейшей автоматики, без участия человека в баке этой башни поддерживается равновесие – примерно одинаковый уровень воды. Человек тоже в здоровом состоянии поддерживает равновесие в форме постоянной температуры тела независимо от температуры окружающей среды. Берталанфи успешно применил принцип теории открытых систем для анализа ряда биологических проблем – тканевого питания, соотношения обмена веществ и роста у животных, эмбрионального развития. Поддержание равновесия происходит с помощью механизма прямой и обратной связи между регулятором и объектом регуляции. Гомеостазис – это процесс поддержания равновесия. Понятие гомеостазис ввел в науку американский физиолог У. Кэннон. Главная мысль общей теории систем Берталанфи состоит в том, что существует подобие, т. е. изоморфизм, различных систем в обществе, технике и живой природе, поэтому необходимо построить классификацию всех этих систем независимо от области распространения. Эту задачу пытались выполнить многие учёные, но до конца эта задача так и не была выполнена.
Общество имеет вход и выход и поддерживает внутреннее равновесие. Окружающей средой для общества служит природа. На входе в общество можно выделить полезные ископаемые и природные ресурсы (земля, питьевая вода) и которых производит такая группа, как семья. На выходе из общества можно выделить различные отходы производства. Нарушение внутреннего равновесия происходит по различным причинам – по причине недостатка ресурсов на входе, из-за чрезмерного роста населения, из-за резкого изменения окружающей среды – климата, экологической обстановки и глобальных проблем. Нарушение равновесия приводит к голоду, революции, гражданской войне, когда люди убивают друг друга за кусок хлеба и войнам между государствами в погоне за исчезающими ресурсами. По закону вызова и ответа А.Тойнби, причины нарушения равновесия – это вызов для общества, на который элита, т. е. лучшие люди, правящий слой, должна найти ответ, то есть решить проблему с дефицитом ресурсов на входе.
Если ответ удачный, то цивилизация расцветает и учит другие цивилизации этому изобретению, Если ответа нет или он неудачный, то цивилизация погибает, и правильный ответ ищут другие более удачливые цивилизации. Правильный ответ может означать находку заменителя для дефицитного ресурса, повышение урожайности с помощью полива, изобретение новой сельскохозяйственной техники и химических удобрений. Ограничение рождаемости происходит или естественным путём в результате голода, эпидемий и войн или с помощью искусственных способов, например, с помощью налога на второго ребёнка как в современном Китае.

9.Проблема методов (философских и научных) при изучении общества.
Какие методы применять при изучении общества – это спорный вопрос. Разные школы и направления в философии и социологии предлагают разные методы.
1.Системный подход (общая теория систем) предлагает рассматривать общество как открытую систему, которая имеет вход, выход и поддерживает равновесие. Общество имеет вход и выход и поддерживает внутреннее равновесие. Окружающей средой для общества служит природа. На входе в общество можно выделить полезные ископаемые и природные ресурсы (земля, питьевая вода) и которых производит такая группа, как семья. На выходе из общества можно выделить различные отходы производства. Нарушение внутреннего равновесия происходит по различным причинам – по причине недостатка ресурсов на входе, из-за чрезмерного роста населения, из-за резкого изменения окружающей среды – климата, экологической обстановки и глобальных проблем. Нарушение равновесия приводит к голоду, революции, гражданской войне, когда люди убивают друг друга за кусок хлеба и войнам между государствами в погоне за исчезающими ресурсами.
2.Формационный подход предлагает рассматривать развитие, прогресс общества через ступени – формации. Формации – это ступени развития общества. Главная мысль формационного подхода состоит в том, что развитие общества идёт через ступени – через формации. В работе «К критике политической экономии» Маркс перечислил четыре формации:
• античную,
• азиатскую,
• феодальную,
• капиталистическую.
В 1928-1935 гг. в СССР была научная по этому вопросу, в результате И.Сталин подвёл итог этой дискуссии и назвал пять формаций:
• первобытнообщинную,
• рабовладельческую,
• феодальную,
• капиталистическую,
• коммунистическую. Социализм – это первая фаза коммунизма.
Об азиатской формации Сталин заставил забыть, так как она очень напоминала социализм. Таким образом, по нашему мнению, в истории общества существовало четыре формации:
• первобытная,
• рабовладельческая,
• феодальная,
• капиталистическая.
3.Цивилизационный подход основан на трёх главных мыслях:
• Каждая локальная цивилизация имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.
• Каждая локальная цивилизация переживает периоды рождения, расцвета, упадка и гибели. Таков цикл жизни цивилизации.
• Эти локальные цивилизации существуют рядом друг с другом, сменяют друг друга и борются друг против друга.

10.Билет. Философия техники.
Некоторые авторы пытались разделить историю общества на этапы по этапам развития способов производства. Например, Э. Тоффлер выделял три стадии в развитии общества и производства:
• аграрную,
• индустриальную,
• постиндустриальную.
Первый этап начался в период Неолита, когда люди изобрели земледелие и тем самым перешли от варварства к цивилизации. Второй этап начался в Англии в Новое Время, где люди изобрели станок и паровой двигатель, построили фабрики, т. е. изобрели фабричное производство. Третий этап начался во второй половине 20 века на Западе, где люди изобрели автоматическое производство, робототехнику и компьютер, которые вытеснили с производства тяжёлый физический труд людей. Производство стало поточным и массовым. Большое значение получила сфера услуг – в розничной торговле, администрации, образовании и других отраслях. Тоффлер назвал критерий, с помощью которого можно отличить общество на индустриальной стадии развития от общества на постиндустриальной стадии развития. Этим критерием является доля населения занятого в сельском хозяйстве и доля городской рабочей силы, занятая в сфере услуг. В постиндустриальном обществе доля людей, занятых в сельском хозяйстве не превышает 15%, а доля людей, занятых в сфере услуг, превышает 50% от городской рабочей силы. Таким образом, в постиндустриальном обществе доля людей, занятых умственным трудом превышает долю людей, занятых физическим трудом. В 1970 г, когда была написана книга Э. Тоффлера «Футурошок», постиндустриальными странами являлись США, Швеция, Бельгия, Британия, Канада, Нидерланды. По этим критериям Россия и сегодня не входит в число постиндустриальных стран. Следует отметить, что, несмотря на популярность классификаций Тоффлера и Ростоу, их критерии для классификации периодов развития общества являются недостаточно обоснованными, эти критерии не учитывают важных изобретений в других областях жизни общества, кроме экономической области. При отсутствии важного критерия выделение периодов развития общества становится произвольным, сколько авторов – столько и различных периодизаций. Поэтому в западных учебниках по социологии вообще не рассматривают стадии развития общества, а ограничиваются рассмотрением социальных изменений и сдвигов. Таким образом, на Западе считается, что теорию прогрессивного развития общества ещё только предстоит создать.
Главная мысль Тоффлера состоит в том, что современный человек испытывает шок от быстрых перемен.
Технологический детерминизм о различных периодизациях истории общества на основе технических параметров.
В рамках этого направления существует дискуссия между технократами и технофобами. Первые являются оптимистами и считают, что развитие техники решит все проблемы, например, для решения экологических проблем нужны фильтры, отстойники и т. д. Вторые считают, что человечество погибнет от техники, например от плохой экологии или в результате войны с роботами, поэтому нужно ломать технические устройства, например, луддиты в Англии ломали механические ткацкие станки, или сбежать на необитаемый остров или в тайгу. Семья Лыковых сбежала в тайгу и несколько десятилетий жила в полной изоляции от общества, питалась картофелем и кедровыми орехами. Когда их случайно обнаружили геологи, то почти все члены семьи, кроме дочери Агафьи, в течение некоторого времени умерли от стресса или в результате потери иммунитета при жизни в стерильной таёжной изоляции.
Писатель и музыкант С. Батлер эмигрировал в Новую Зеландию в 1859 г. с целью заняться там разведением овец. Он написал очерк «Дарвин среди машин», в котором писал об очень быстрой эволюции машин, в которой устаревшие машины исчезают как динозавры. В один прекрасный день машины смогут господствовать над людьми. В своём романе «Егдин» (анаграмма слова «нигде») Батлер описал историю вымышленного государства, в котором были уничтожены все машины, потому что они стали представлять угрозу для людей. Кто прав в этой дискуссии покажет время.
Т. Б. Веблен сделал прогноз о революции менеджеров, в ходе которой власть перейдёт от предпринимателей к технократам, но эти прогноз оказался утопией.
Герберт Маршал Маклуэн разделил историю на три периода в зависимости от смены средств связи:
• Период племенного человека, который обладал способностью к устной речи.
• Период индустриального человека, который обменивался информацией с помощью печатного станка И. Гуттенберга.
• Период нового племенного человека, который обменивается информацией с помощью телефона, интернета, спутниковой связи и т. д.
Некоторые социологи выделяют четыре периода истории в зависимости от смены источников энергии:
• Период использования только мускульной силы человека, ездовых животных, энергии ветра и падающей воды.
• Период использования парового двигателя.
• Период использования электрического двигателя и двигателя внутреннего сгорания.
• Период использования атомной энергии и реактивного двигателя.
Можно сделать вывод, что периодизация истории на основе технических параметров не учитывает более важных социальных изобретений в других сферах общества.


Последний раз редактировалось Валерий Стариков 29 ноя 2010, 22:33, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Билеты по философии
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2010, 22:31 
Не в сети
Йа криветко
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 фев 2009, 23:15
Сообщения: 11007
Статус: fuck off
Это че за херь?

_________________
Лисе де Фускю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007, 2009 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Форум Санкт-Петербурга — отличное место для знакомства с Северной столицей нашей страны. Этот замечательный город интересен и своей историей, и достопримечательностями, и людьми, волей судьбы попавшими под влияние Петербурга. Вы хотите приехать к нам на недельку в отпуск и узнать, что стоит посмотреть в первую очередь? Или живете здесь с рождения и душой болеете за будущее, которое всех нас связывает? Или ищете человека, который смотрит на этот мир так же, как вы? А может, просто хотите поболтать в приятной компании, не выходя сегодня из дома? На нашем форуме вы найдете то, что вам нужно. Жизнь Северной Венеции, новости, любопытные места и факты, легкое и непринужденное общение на любые темы в хорошем обществе, живые встречи с петербуржцами и многое другое — добро пожаловать к нам!
iFoxy.ru — форум Санкт-Петербурга.